В 2024 году объем продаж фармацевтического сектора в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в ценах реализации составил $30,9 млрд. Эту информацию озвучил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович 26 июня 2025 года на сессии Евразийского экономического форума (ЕЭФ-2025) в Минске, посвященной развитию фармацевтического рынка.
По словам Ермоловича, за прошедший год фармацевтический рынок ЕАЭС вырос на 3%. Наибольший вклад в этот рост внес розничный сегмент, то есть продажи через аптечные сети.
Структура рынка и вклад розницы:
- В 2024 году 66% продаж лекарственных средств на рынке ЕАЭС приходилось на розничный сегмент.
- Остальные 34% составили государственные закупки.
- Розничные продажи показали значительный рост в 16% за 2024 год, в то время как государственные закупки в этом секторе увеличились всего на 5%.
Рост производства и импортная зависимость: Несмотря на растущий объем рынка, производство фармпродукции в ЕАЭС также показало позитивную динамику. За 2024 год объем производства вырос на 18%, достигнув $10,2 млрд. Основным производителем в союзе является Россия, на долю которой приходится 89% от общего объема производства, за ней следуют Беларусь (7%) и Казахстан (4%).
Однако Максим Ермолович подчеркнул, что, несмотря на высокие темпы роста фармпроизводства, в ЕАЭС сохраняется значительная зависимость от импорта. Более 50% всей реализуемой на рынке продукции этого сегмента импортируется в ЕАЭС из третьих стран. Более того, основная часть субстанций для производства лекарств внутри ЕАЭС также поставляется из-за рубежа. По оценкам эксперта, более 80% всех лекарств в ЕАЭС производится из иностранных фармацевтических субстанций, поступающих преимущественно из Китая, Индии и стран ЕС.
Регулирование, барьеры и ценовые диспаритеты: Евразийская экономическая комиссия впервые провела комплексное исследование развития фармацевтического сектора ЕАЭС с точки зрения конкуренции. Максим Ермолович отметил, что фармацевтический сектор является одним из самых «зарегулированных» секторов экономики на наднациональном и национальном уровнях в ЕАЭС, что требует тонкого антимонопольного контроля.
Среди выявленных проблем регулирования:
- Различия в правоприменении общих норм ЕАЭС на национальном уровне.
- Неравномерность регистрации лекарственных препаратов в странах Союза по единым правилам.
- Высокий и непрозрачный «порог входа» на рынок.
- Особенности определения взаимозаменяемости лекарств для целей госзакупок. Все это, по мнению министра ЕЭК, может создавать барьеры для бизнеса и потребителей.
Особое внимание уделено ценовому регулированию, которое сегодня является национальной компетенцией стран ЕАЭС. Однако в условиях формирования общего рынка лекарственных средств Союза возникают ценовые диспаритеты на лекарства, что является вызовом для конкуренции. Исследование показало, что в странах Союза наиболее различаются цены на:
- Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (до 508%).
- Препараты группы «кровь и кроветворение» (до 497%).
- Антибиотики (до 275%). Эти различия являются следствием разницы в объектах государственного ценового регулирования, методиках расчета предельных цен и перечнях референтных стран. Также могут иметь место недобросовестные рыночные стратегии.
Предложенные решения: В связи с выявленными проблемами предложено проработать возможность формирования в рамках ЕАЭС модельного перечня лекарств для целей ценового регулирования и модельной методики расчета предельных цен производителя. Это направлено на обеспечение равного гарантированного уровня доступности лекарств для населения стран Союза. Также планируется начать разработку «Кодекса добросовестных практик фармацевтического сектора ЕАЭС» как механизма мягкого регулирования для предупреждения антиконкурентного поведения субъектов рынка.
В дискуссии на сессии ЕЭФ-2025 приняли участие представители органов здравоохранения, антимонопольных служб, профильных ассоциаций, фармкомпаний и экспертного сообщества из стран ЕАЭС, а также гости из Китая, Кубы, Мьянмы.