Аналитическая компания RNC Pharma представила информацию о показателях инфляции на розничном рынке ветеринарных препаратов России по итогам июля 2024 года.
По информации аналитиков цены на ветеринарные препараты на розничном рынке России (включая онлайн продажи) по итогам января-июля 2024 г. выросли относительно показателей аналогичного периода 2023 г. на 31,8%. В 2023 г. рост цен по сравнению с 2022 г. был зафиксирован на уровне 26,6%. Максимальные темпы роста цен фиксировались на рынке в первые месяцы 2023 г., а также всплеск инфляции пришёлся на период с июня по август 2023 г. (рис. 1). К концу года динамика цен стабилизировалась, однако уже в начале 2024 г. вновь была зафиксирована тенденция к росту, которая достигла максимума в марте. Индекс цен тогда составлял 44,9%, затем показатель инфляции начал сокращаться и по состоянию на июль 2024 г. составил 24,2%.
Значительные различия наблюдались в динамике цен на импортные и отечественные препараты (рис. 2). Рост цен на иностранную продукцию носил волнообразный характер, при этом инфляция на отечественные препараты снижалась и стабилизировалась в пределах 10% во второй половине 2023 г. Этот тренд продолжился и в первые семь месяцев 2024 г. По итогам апреля 2024 г. регистрировался абсолютный максимум индекса цен на импортные вет. препараты — инфляция тогда была зафиксирована на уровне 62%. В июле показатель инфляции снизился до 34,1%. Суммарно за январь-июль 2024 г. цена на импортные препараты выросла на 46,6%.
Максимальный показатель динамики цен на отечественные препараты фиксировался в январе 2023 г. на уровне 35,8%, далее динамика цен демонстрировала нисходящий тренд, достигнув минимума к декабрю 2023 г. (6,5%). Тем не менее, в январе 2024 г. цены начали расти, индекс цен был отмечен на уровне 9,5%. В течение семи месяцев текущего года инфляция на российскую продукцию колебалась в диапазоне от 7,9% (в феврале) до 12,8% (в июле). По итогам первых семи месяцев 2024 г. цена на российские препараты выросла на 9,1%.
Серьёзные различия наблюдались на протяжении прошлого года также в отношении разных каналов рынка (рис. 3). Сегмент e-com больше подвержен влиянию инфляции, поэтому здесь показатели часто оказывались намного выше, чем в традиционной рознице. Общий рост цен в онлайн канале в 2023 г. достигал 45%, заметно опережая инфляцию в офлайне, где цены по итогам года выросли на 23%.
Рост индекса цен в офлайне в первые три месяца 2024 г., сменился на нисходящий тренд и если в марте фиксировался существенный рост цен на уровне 40,4%, то к июлю показатель снизился до отметки 22,6%. В сегменте интернет-продаж наблюдалась схожая тенденция — снижение показателей началось в апреле, а в июле индекс цен достиг минимального, за весь наблюдаемый период, значения — 23,2%. Суммарно цены в офлайн за первые семь месяцев повысились на 29,4%. При этом, в e-com сегменте индекс цен за январь-июль достигал 43,1%.