Аналитическая компания RNC Pharma представила рейтинг лекарственных препаратов с максимальным ростом представленности в российских аптеках в январе-мае 2024 года.
За период январь-май 2024 г. на розничном рынке в обращении находилось почти 8,4 тыс. торговых марок разных производителей (включая небрендированные продукты разных производителей). При этом только 553 (6,6%) из этих брендов присутствует в ассортименте более половины аптек страны (индекс дистрибуции более 50%*). Нам показалось важным отдельно рассмотреть бренды, представленность которых в аптеках в январе-мае 2024 года, повысилась по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, таких лекарственных препаратов на розничном рынке было относительно немного, всего около 22% от общего количества. Причём только около 200 торговых марок в анализируемом периоде увеличили своё присутствие более чем на 5 процентных единиц, и только девять из них более чем на 20 единиц. При этом индекс дистрибуции хорошо представленных препаратов, лидирующих на рынке по этому показателю, остается практически неизменным.
Среди лидирующих продуктов по росту индекса дистрибуции (абсолютный рост) фигурируют торговые марки, поставки которых ранее были временно приостановлены или которые сталкивались с перебоями в отгрузках. Подобные проблемы наблюдались у пробиотика Хилак Форте от «Тева» и антидепрессанта Золофт от «Виатрис». В начале прошлого года бренд Хилак Форте продавался всего лишь в 8,1% аптек страны, спустя год, когда доступность препарата восстановилась, индекс дистрибуции резко вырос до 77,3%. Поставки антидепрессанта Золофт в Россию также были временно приостановлены в октябре 2022 г. и возобновлены только во второй половине 2023 г. Из-за этого индекс дистрибуции препарата упал в первые пять месяцев 2023 г до 1,1%, а в январе-мае текущего года Золофт уже можно было обнаружить в 44,1% аптек.
В ТОР-15 было еще несколько подобных примеров, например, средство, применяемое при кашле Проспан и антибиотик Панклав. Торговая марка Проспан, по данным Росздравнадзора, со второй половины 2020 г. по апрель 2023 г. вовсе не поступала в обращение.
Так же в рейтинг вошли бренды, которые относительно недавно появились на российском рынке и активно наращивали своё присутствие. К таким лончам, можно отнести нестероидный противовоспалительный препарат Долгитблок от компании «Долоргит». Бренд был зарегистрирован в 2022 г., а в гражданский оборот поступил в апреле 2023 г. Вследствие небольших объёмов рынка препарата на старте продаж, индекс дистрибуции был очень низким (0,5%), но в начале этого года он повысился до 62,5%. Еще два препарата со значительным ростом индекса дистрибуции от компании «Биннофарм» Лоротрицин и Ринобакт, применяются для лечения ЛОР-заболеваний. У первого индекс вырос на 39,3 в абсолютных значениях, у второго на 27,3. Интересно, что в топе большая часть препаратов представлена российскими брендами, отечественные компании производят 9 из 15 продуктов с максимальными показателями роста индекса дистрибуции. Здесь опять-таки есть примеры как недавних лончей, скажем препарат Ниатира от «Гротекс», так и относительно «старых» продуктов, например, мы зафиксировали заметный рост представленности препарата Эйфа АЦ от «Обновление», который представлен на рынке с 2019 г.
Повышение уровня дистрибуции закономерно увеличивает продажи препарата. Так натуральный объём продаж бренда Хилак Форте в январе-мае 2024 г. вырос почти в 18 раз, Долгитблок выросли более чем в 1000 раз. Препарат Золофт в аптечном сегменте приобрели в 319 раз больше, чем в январе-мае 2023 г.
*Нумерический индекс дистрибуции – это выраженное в процентах отношение точек продаж, в которых был реализован конкретный товар, к общему количеству точек за период.