«E-commerce в фарме сегодня представлен как традиционными игроками фармацевтического рынка, так и новыми платформами из других сфер. Думаю, в ближайшие 2 года в e-commerce будет идти ожесточенная конкуренция, но в итоге оформятся два явных лидера», — отметил коммерческий директор ЦВ «Протек» Борис Попов, выступая на XVI Аптечном саммите «Эффективное управление аптечной сетью» 12 марта.
Он подчеркнул, что трансформация отрасли в направлении цифровизации необратима, во многом это обусловлено сменой поколений и изменением покупательского поведения. Трамплином стала пандемия, но и ранее наблюдался значительный процент прироста е-commerce год от года.
«Сегодня классическая фармацевтическая розница в онлайн-сегменте предлагает не весь спектр услуг, необходимых покупателю, оставляя пространство для роста крупных IT-платформ с широким набором сервисов в онлайне. Наша задача — задача традиционных участников фармрынка заключается в том, чтобы максимально быстро переосмыслить свои подходы к взаимодействию с клиентом в онлайне, — сказал эксперт. — Постепенно стираются границы между площадками. Сейчас мы наблюдаем некое разнообразие: один ресурс предлагает вывоз заказа из аптек, другой внедрил доставку, третий выступает в роли агрегатора. В ближайшие несколько лет мы все будем оказывать одни и те же услуги – те, которые выберет покупатель. Если сервис борется за покупателя, он постарается как можно шире охватить запросы клиентов».
Борис Попов привел в пример сервис по заказу товаров для красоты и здоровья «ЗдравСити» — проекта ЦВ «Протек». «С одной стороны, ЦВ «Протек» — дистрибьютор, и взаимодействие с офлайн-розницей для него было, есть и будет основным каналом. С другой — мы понимаем, что на рынке набирают силу тенденции, благодаря которым мы не можем оставаться только в b2b, необходимо развиваться в сегменте b2c. Например, мы запустили доставку безрецептурных лекарственных средств и сопутствующих товаров, которая прекрасно работает и дает значительный прирост. Доля доставки в обороте «ЗдравСити» – уже около 10 % от общего оборота ресурса по Москве», — отметил он.
Кроме того, по словам эксперта, «ЗдравСити» – сервис бронирования из стоков аптек, полноценный агрегатор, сервис для партнеров, единичных аптек и аптечных сетей, благодаря которому у них появляется дополнительная возможность продавать свой ассортимент в e-commerce.
«Протек», без сомнения, будет развивать «ЗдравСити» и конкурировать за лидерство в e-commerce», — отметил Борис Попов.