цены на лекарства

Фармацевтический рынок (фармрынок)

Фармацевтический рынок (по функциональному признаку) — это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которого осуществляется с использованием системного, маркетингового и институционального подходов.

Фармацевтический рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы:

  • закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот);
  • закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);
  • закон стоимости.

Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода базируется на двух основных принципах:

1. Принцип открытой системы.

Фармацевтический рынок является открытой системой, представляющей совокупность взаимосвязанных составляющих, среди которых:

  • структурные элементы системы (внешняя среда, внутренняя среда, система “вход-выход”);
  • связи между элементами;
  • окружающая среда фармацевтической отрасли.

2. Принцип синергии.

Принцип синергии означает, что функционирующая система вследствие взаимодействия между ее структурными элементами приобретает свойства, отсутствующие при простом суммировании ее элементов. Притом изменение свойств любого из элементов повлечет за собой изменение характеристик всей системы в целом.

Субъекты фармацевтического рынка — это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют.

Субъекты фармацевтического рынка представлены подсистемами (организациями):

  • управления и регулирования (представленные органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на федеральном и региональном уровнях);
  • научно-исследовательские;
  • производственные и распределения, включающие фармацевтические промышленные отечественные предприятия, представительства зарубежных
    компаний, оптовые и розничные организации;
  • потребителей (институциональных, промежуточных и конечных);
  • фармацевтической информации, объединяющими специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.;
  • подготовки кадров, ориентированными на непрерывное фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования;
  • профессиональных общественных организаций.

Объекты фармацевтического рынка — это:

  • фармацевтические товары и услуги;
  • парафармацевтические товары;
  • фармацевтическая информация;
  • вкусы и предпочтения потребителей;
  • платежеспособная потребность;
  • качество продукции, технологии и т.п.

Маркетинговый подход предполагает, что фармацевтический рынок может рассматриваться как совокупность существующих и потенциальных потребителей фармацевтической продукции и совокупность товаров и услуг, удовлетворяющих потребности в фармацевтической помощи.

Российский фармацевтический рынок по своему объему находится на втором месте после продовольственного. Однако, если до кризиса 1998 года импортная продукция практически не встречала серьезной конкуренции со стороны российских производителей, восполняя пробелы в их ассортименте, в настоящее время многие отечественные фармацевтические заводы сделали ставку на производство импортозамещающих препаратов.

Увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения, подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары. Следует отметить, что, несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармацевтической продукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранных поставщиков. Особенностью фармацевтического рынка России является то, что более 30% населения России, находясь на амбулаторном лечении, пользуются льготами при получении лекарств. Порядка 70% всех обращающихся ЛС (в том числе 100% лекарств, применяемых для диагностики и лечения в больницах – в рамках программ предоставления государственных гарантий) оплачиваются за счет бюджетный средств всех уровней или фондов ОМС.

К основным формам государственного регулирования фармацевтического рынка относятся:

  1. разработка и утверждение нормативных документов, регулирующих порядок обращения ЛС, устанавливающих требования к фармацевтическим организациям, лицензированию фармацевтической деятельности;
  2. регулирование экспорта и импорта фармацевтической продукции, направленное, с одной стороны, на защиту отечественных производителей ЛС, с другой стороны, на насыщение рынка лекарственными средствами, которые не производятся в России, или их производство недостаточно;
  3. стандартизация объемов и качества оказания фармацевтической и медицинской помощи, что связано с ограниченными возможностями финансирования отрасли. Основными направлениями стандартизации являются разработка стандартов лечения и введение формуляров, формирование перечней ЖНВЛП, а также финансирование их производства и закупки;
  4. разработка и совершенствование системы регистрации и сертификации ЛС и другой продукции, оказывающей воздействие на здоровье граждан. Система ориентирована на обеспечение безопасности фармацевтической продукции;
  5. финансовая и налоговая политика, предусматривающая контроль за рациональным использованием финансовых средств на закупку лекарственных препаратов, предоставление налоговых льгот предприятиям, производящим и реализующим ЛС;
  6. социальная защита потребителей, выражающаяся в регулировании цен на лекарственные средства для обеспечения их доступности; формировании групп населения, имеющих льготы при получении лекарственной помощи; ограничении рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей.

Фармацевтический рынок. Новости на ФармПром.РФ


фармацевтические субстанции

По итогам мая 2022 года поставки фармсубстанций в Россию преодолели последствия кризиса

Общий объём поставок активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) в Россию по итогам периода с января по май 2022 г. составил 91 млрд. руб. (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, включая НДС), — об этом сообщает аналитическая компания RNC Pharma. Динамика относительно аналогичного периода 2021 г. при проведении расчётов в рублях достигла 7,4%. Натуральные объёмы росли […]

логистика

Рейтинг логистических операторов на фармрынке России по итогам 2021 г.

Глобальные изменения в системе логистики стали одной из центральных тем последних месяцев, поскольку после начала специальной военной операции на Украине эта сфера начала претерпевать действительно тектонические изменения, — сообщает аналитическая компания RNC Pharma. Проблемы касались и физической невозможности функционирования отдельных транспортных коридоров и возросших рисков поставок через территории некоторых стран, в частности через Польшу. Наконец, […]

ажиотажный спрос на ветпрепараты иностранного производства

В марте 2022 года зафиксирован ажиотажный спрос на ветпрепараты иностранного производства

Аналитическая компания RNC Pharma представила обновление БД Аудит розничных продаж ВетЛП в России (sell out) за март и по итогам 1 кв. 2022 года. По результатам исследования компании следует, что ажиотажный спрос на розничном рынке ветеринарных ЛП в марте 2022 г. касался в основном продукции иностранных компаний. Суммарный объём розничного-коммерческого рынка вет. ЛП в России […]

нет комментариев