В утвержденной правительством России Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2030 года определены основные направления государственной политики в сфере развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия сформирована по итогам широкого обсуждения с профессиональным сообществом, в том числе, с экспертами Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза.
Стратегия долгосрочного развития отрасли содержит ряд положений, отражающих позицию Ассоциации:
- Внедрение механизма контроля за соблюдением участниками государственных и муниципальных закупок преференций
- Обеспечение инновационного импортозамещения
- Развитие технологий генетического редактирования, таргетной терапии и новых методов регенеративной медицины, в том числе с применением биомедицинских клеточных продуктов
- Обеспечение надежной цепочки производства и поставок сырьевых ингредиентов и лекарственных средств
- Совершенствование ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП
- Совершенствование механизмов ускоренной регистрации для определенных групп лекарственных препаратов
- Совершенствование правоприменительной практики в области патентования лекарственных средств
- А также совершенствование финансовых и регуляторных мер государственной поддержки.
Чтобы обеспечить пациентов доступными и качественными лекарствами и способствовать дальнейшему обеспечению лекарственной безопасности России, в Плане реализации Стратегии необходимо предусмотреть:
- создание и внедрение автоматизированной системы прослеживаемости происхождения фармацевтических субстанций в качестве основы для дальнейшего совершенствования механизмов предоставления преференций производителям фармацевтических субстанций
- совершенствование механизмов расчета начальной (максимальной) цены контракта, чтобы снизить существующие риски «скрытого обхода» обязанности по предоставлению преференций для отечественных лекарственных препаратов в ходе торгов
- снижение пошлин, взимаемых при регистрации лекарственных препаратов, а также обнуление таможенных пошлин, взимаемых при ввозе ряда критически значимых видов сырья и материалов для производства фармацевтических субстанций
Комментарии Членов Правления Ассоциации
Основой выступает механизм повышения ценовых преференций производителям лекарственных средств, как минимум, по перечню стратегически значимых лекарственных средств – увеличение данных преференций с 25 до 40 %, посредством принятия и применения правила «второй лишний» при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом, взаимосвязанным является инструмент контроля за соблюдением соответствующего преференциального режима – апробация и внедрение государственной информационной системы, который должен полагаться на реальные сведения о всех стадиях технологического процесса производства лекарственных средств, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, в отношении стадий, заявленных производителем для получения такого преференциального режима.