Согласно, представленному Аналитической компанией RNC Pharma® аудиту розничных продаж ВетЛП на маркетплейсах в России, объём розничных продаж ветеринарных лекарственных препаратов через крупнейшие маркетплейсы России достиг 673,3 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС).
Относительно аналогичного периода 2020 г. общий объём продаж в данном сегменте рынка вырос в 3,2 раза в рублях. Доля продаж ветпрепаратов через маркетплейсы в общем объёме вет. розницы достигла по итогам анализируемого периода 3,5%, тогда как годом ранее интернет-канал формировал не более 1,2% рынка.
Натуральная динамика продаж ветеринарных лекарств на маркетплейсах оказалась несколько ниже денежных показателей, здесь относительно января-ноября 2020 г. фиксируем рост продаж в 2,7 раза при проведении расчётов в минимальных единицах дозирования (МЕД). Всего за период на рассматриваемых площадках было реализовано 4,7 млн МЕД.
Спрос на ветпрепараты на маркетплейсах точно так же подвержен сезонному фактору, как и в офф-лайн сегменте. При этом, учитывая бурный рост продаж в e-com, стандартные тренды тут несколько смазываются, в прошлом году помесячная динамика продаж вообще демонстрировала стабильную восходящую динамику без пиковых значений, в текущем году уже можно наблюдать более-менее стандартный всплеск продаж, который пришёлся на март-апрель 2021 г.
В сочетании с промоционной активностью отдельных производителей эффект в он-лайне получился без преувеличения выдающийся, в эти два месяца денежный объём продаж ветеринарных лекарственных препаратов на маркетплейсах показал рост в 5,9 раза, что во многом определило и дальнейший тренд. Маркетплейсы при этом неизбежно отбирают потребителей у офф-лайн сегмента, очевидно, что тенденции стагнации здесь во многом связаны именно с миграцией спроса в новый, активно развивающийся канал.
Общий ассортимент препаратов, представленных в сегменте электронной коммерции, пока заметно скромнее офф-лайн канала, по итогам января-ноября 2021 г. тут продавалось всего порядка 400 наименований вет. ЛП тогда как в классическом ритейле речь идёт о более чем 1200 торговых марок. При этом e-com едва ли будет стремиться кардинально наращивать этот показатель, гораздо интереснее забрать наиболее маржинальные позиции.
В Топ-20 торговых марок, лидирующих с точки зрения денежного объёма продаж на маркетплейсах по итогам января-ноября 2021 г. невозможно было найти ни одной позиции, кто демонстрировал бы сокращение продаж, более того практически все торговые марки показывали кратные показатели роста.
Абсолютным лидером с точки зрения прироста стала линейка продуктов Четыре с хвостиком от компании «Агроветзащита», рублёвые продажи препарата на маркетплейсах за год выросли более чем в 22 раза, динамику обеспечили в основном репелленты под данной торговой маркой (ошейники и растворы для наружного применения).
Значительными темпами роста могут похвастаться так же противопаразитарный препарат Нексгард спектра от «Берингер Ингельхайм» (рост в 7,4 раза), а также кардиотонический препарат Пимопет от «Гиги» (рост в 7,1 раза). Возглавляет же рейтинг традиционный и для классического ритейла продукт – препарат Бравекто от «МСД», здесь зафиксирован 5-кратный рост продаж. А вот вторая строчка уже сильно отличается от офф-лайна, здесь по итогам анализируемого периода расположился противозудный препарат Апоквел компании «Зоэтис», в целом в ветеринарной рознице препарат пока не поднимался выше 9-го места.
Топ-20 торговых марок вет. ЛП по объёмам розничных продаж на маркетплейсах* в России за январь-ноябрь 2021 г.
№ | ТМ | Корпорация | Доля январь-ноябрь 2021 г., %, руб. | Динамика продаж январь-ноябрь 2021/январь-ноябрь 2020 гг., %, руб. |
---|---|---|---|---|
1 | БРАВЕКТО | МСД | 22 | 405 |
2 | АПОКВЕЛ | ЗОЭТИС | 8 | 244 |
3 | ВЕТМЕДИН | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 7 | 370 |
4 | СИМПАРИКА | ЗОЭТИС | 4.5 | 307 |
5 | НЕКСГАРД СПЕКТРА | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 3.5 | 644 |
6 | МИЛЬБЕМАКС | ЭЛАНКО | 3.2 | 109 |
7 | ФРОНТЛАЙН | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 2.6 | 187 |
8 | ЧЕТЫРЕ С ХВОСТИКОМ | АГРОВЕТЗАЩИТА | 2.2 | 2111 |
9 | СТРОНГХОЛД | ЗОЭТИС | 2.1 | 116 |
10 | СЕМИНТРА | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 2 | 278 |
11 | БИОВАКС | БИОСФЕРА | 1.6 | 113 |
12 | ИПАКИТИНЕ | ВЕТОКИНОЛ | 1.5 | 232 |
13 | ФОРЕСТО | ЭЛАНКО | 1.5 | 101 |
14 | СИНУЛОКС | ЗОЭТИС | 1.3 | 148 |
15 | КОТЭРВИН | ВЕДА | 1.3 | 73 |
16 | ПРЕВИКОКС | БЕРИНГЕР ИНГЕЛЬХАЙМ | 1.2 | 197 |
17 | ПРОПАЛИН | ВЕТОКИНОЛ | 1.1 | 419 |
18 | БАРС | АГРОВЕТЗАЩИТА | 0.9 | 158 |
19 | ПИМОПЕТ | ГИГИ | 0.9 | 614 |
20 | ОНСИОР | ЭЛАНКО | 0.8 | 125 |
Источник: RNC Pharma®, АБД Аудит розничных продаж ВетЛП на маркетплейсах в России
*в исследование включены данные по компаниям: Ozon, Сбер Еаптека и Wildberries