Отраслевой информационный портал

Беньямин Ковач: Благодаря коронавирусу мы научились гибкости

Как пережило пандемию COVID-19 дистрибьюторское звено рынка лекарственных препаратов, какие изменения ожидаются в сегменте госзакупок в ближайшие годы? Об этом рассказал генеральный директор компании ООО «Джи Ди Пи» Беньямин Ковач.

Какие основные задачи стоят перед вами на посту генерального директора ООО «Джи Ди Пи»?

– В мае 2021 года, когда я возглавил ООО «Джи Ди Пи», компания уже занимала сильные позиции на рынке госзаказа: по итогам первого квартала она входила в топ-10 крупнейших дистрибьюторов лекарственных препаратов. С учетом того, что ООО «Джи Ди Пи» начало развивать бюджетное направление только в конце 2019 года, весьма впечатляющий результат.

Основная задача передо мной – это реализация стратегии развития компании, которая, прежде всего, направлена на дальнейшее увеличение рыночной доли и рентабельности бизнеса. В настоящее время ООО «Джи Ди Пи» активно работает над расширением продуктового портфеля, заключая новые прямые договора с производителями. К концу 2021 года ассортимент планируется довести до 2000 позиций. При этом доли отечественной, и иностранной продукции будет распределяться пятьдесят на пятьдесят.

Какие уроки были получены компанией в результате пандемии Covid-19?

Пандемия коронавируса по срокам совпала с введением обязательной маркировки лекарственных средств. Для рынка эти два события стали настоящим потрясением.

Как и в других российских компаний, у нас, к сожалению, болели сотрудники, некоторые при этом тяжело. Оставшиеся в строю вынуждены были перерабатывать, чтобы выполнять их функционал. Для ООО «Джи Ди Пи» это вылилось в дополнительную финансовую нагрузку, так как нужно было оплачивать сверхурочные часы, пересматривать логистику и многое другое.

Но нет худа без добра. Благодаря коронавирусу мы научились гибкости. Так, компания оперативно смогла пересмотреть портфель в соответствии с потребностями рынка по время пандемии. В результате объем заказов только вырос. Это повлекло за собой необходимость автоматизации многих процессов. Надо отдать должное нашему IT-департаменту, который смог это реализовать в сжатые сроки. Можно с уверенностью сказать, что сейчас ООО «Джи Ди Пи» более подготовлено к возможным будущим сложным ситуациям на рынке, чем было до пандемии.

Текущий год начался для бюджетного сегмента достаточно позитивно. Это произошло благодаря государственной политике по повышению доступности лекарственных препаратов для российских граждан. В частности, был создан фонд «Круг добра» для поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, расширена программа «14 ВЗН». Это открыло для участников бюджетного сегмента рынка лекарственных препаратов новые возможности, которые в перспективе могут благоприятно сказаться на их финансовых показателях.

Какие проблемы в настоящее время существуют на рынке дистрибуции бюджетного сегмента?

– Во время пандемии коронавируса обострились вопросы, касающиеся нормативных барьеров на бюджетном рынке. Самый яркий пример – отсутствие возможности полностью или частично заменить лекарственный препарат в случае его отсутствия или недостатка именно того МНН, которое было указано в конкурсной документации. В результате лечебные учреждения не могут своевременно обеспечивать пациентов лекарственными препаратами. При этом на рынке присутствуют аналоги, которые с такой же эффективностью могут быть использованы при терапии. Таким образом, это идет в разрез госполитике по повышению доступности лекарственных препаратов. Этот пробел должен быть ликвидирован в ближайшее время. Рынку госзакупок очень нужен правовой механизм замены лекарственного препарата на аналог.

Как, по вашему мнению, в дальнейшем будет меняться рынок дистрибуции бюджетного сегмента?

– Вероятней всего, в ближайшие годы бюджетный рынок лекарственных препаратов ожидает консолидация в пользу крупных участников. Данную тенденцию мы уже можем наблюдать в других отраслях экономики, например, в автоиндустрии, ретейле. Пандемия Covid-19 показала, что дистрибьютор лекарственных препаратов является наиболее уязвимым звеном в товаропроводящей цепочке. Он несет все риски, связанные с несвоевременной поставкой товара, включая опасность попасть в реестр недобросовестных поставщиков, а также оказаться в ситуации кассового разрыва. Даже грамотно выстроенный бизнес, не является гарантированной защитой в данном случае. Дистрибьютору важно иметь финансовую подушку безопасности, чаще всего ее могут позволить себе только игроки, за которыми стоят крупные корпорации. Мелким дистрибьюторам станет очень сложно выживать, некоторых в таких условиях будет ожидает банкротство. Оставшиеся на рынке компании будут стремиться для сокращения издержек и получения лучшей цены заключать договора непосредственно с иностранными производителями, миную их российские представительства.

spot_img

Экспертные материалы