Грамотно и логично составленный макет — основа качественной вторичной упаковки. Точность при работе с ним позволяет не обмануться в ожиданиях и получить именно такую пачку, которую задумал заказчик. Разбираемся, на что нужно обращать внимание в макете, чтобы устранить риски получения некачественной вторичной упаковки.
Особенности
Начнем с цвета. Дизайнеры используют цвета модели RGB (Red, green, blue — красный, зеленый, синий. — Прим. ред.), а полиграфисты — цвета схемы CMYK (Cyan, magenta, yellow, key — голубой, пурпурный, желтый и черный. — Прим. ред.), рассказала начальник отдела допечатных технологий АО «Промис» Светлана Вдовина. В модели RGB цвета более яркие за счет сложения, в модели CMYK оттенки приглушенные из-за вычитания цветов.
Не менее важно и разрешение изображений: растровые картинки должны быть присланы в типографию в высоком разрешении — не менее 300 пикселей на дюйм. Уменьшить такое изображение возможно, а увеличить — нет, пояснила Светлана Вдовина.
Для эффективной работы с макетом необходимо учитывать и другие особенности работы полиграфистов: оставлять необходимые припуски и допуски, а также упорядочивать слои. Картон подвержен усадке, и, чтобы не получить переходов цвета на другие грани или непрокрашенные участки, в макете должны быть припуски в размере 2 мм, рассказала специалист. Кроме того, на этапе создания макета нужно убедиться, что он грамотно и логично организован. Каждый слой должен демонстрировать один процесс и иметь соответствующее название.
«Мы стремимся поставить заказчиков в известность о том, какие требования к макетам предъявляем. Но, несмотря на все предпринятые шаги, к нам на производственную площадку продолжают поступать макеты с ошибками, — сообщила Светлана Вдовина. — Наши специалисты, конечно, вылавливают ошибки в исходном файле и исправляют. Минус в том, что этот процесс контроля занимает много времени».
Кроме того, нельзя исключать «человеческий фактор» — дизайнер может случайно пропустить ошибку.
«Однажды нам прислали макет, где часть элементов должна была покрываться УФ-лаком. При подготовке лаковых форм иногда применяется команда «Выделить все объекты с одинаковыми свойствами». Но в этом макете часть элементов отличалась от других по свойству прозрачности, и во время работы эта разница не была заметна на экране, — рассказал дизайнер АО «Промис» Дмитрий Соколов. — Во время подготовки спуска эти элементы воспринимались программой верстки как разные объекты, поэтому часть из них оказалась забыта при заказе лаковых форм».
Еще один макет дизайнеры АО «Промис» получили в таком виде: серый градиент по всей пачке с надписями красного и черного цветов. Во время работы выяснилось, что серый цвет является имитацией фольги. Это некорректный подход — для тиснения фольгой в макете должен быть создан отдельный слой с соответствующим названием. Кроме того, красная краска Pantone использовалась для всех элементов макета данного цвета, кроме одного. Цвет еще одного объекта был получен путем смешения цветов триады: желтого, мадженты и черного.
«По сути этот макет печатается в две краски — красную и черную, а еще две в нем — лишние», — объяснил Дмитрий Соколов.
Такие технические нюансы достаточно сложно обнаружить. Но даже незначительная ошибка может привести к перепечати всего тиража.
Специалисты одного из фармпредприятий рассказали:
«У нас была такая история: утвердили макет на картонную пачку для лекарственного препарата, на нем присутствовала линия оранжевого цвета, пантона на который не было в макете. Далее макет был согласован и в Минздраве, где также не придали этому значения. Мы согласовали этот макет на пачку, внеся необходимые дополнения, но не заметили несоответствия указанных пантонов цветам на макете. Производитель пачек обратил на это внимание и уточнил, какого цвета должна быть эта линия. Благодаря его внимательности мы избежали проблем. Если бы изготовили пачку по файлу, который мы передали изначально, то возникло бы несоответствие цветов: оранжевая линия на пачке и желтая на этикетке. Позже мы внесли изменения в макет».
Рекомендации
Если полиграфист может представить себе красочность макета в четыре краски, то рекламное агентство или отдельно взятый дизайнер сделают то же самое, но в восемь красок. Такие тонкости заказчику также вряд ли известны, отметила исполнительный директор АО «Промис» Валентина Слепнева. При этом каждый дополнительный цвет будет добавлять 3% к цене продукции.
«Прежде чем отдавать макет на регистрацию, направьте его в полиграфическую компанию на предрегистрационный аудит. Наверняка найдется масса способов сделать упаковку дешевле, уменьшив красочность, проверив количество лаков, которые вам насчитали», — отметила Валентина Слепнева.
Говоря о передаче информации о цвете, полиграфисты отмечают, что физический образец для этого не подходит. По нему нельзя установить, каким был цвет изначально и в каких условиях хранился образец. Цвет исполнения в большинстве случаев не соответствует заявленной в оригинал-макете красочности.
Точно также веер Pantone нельзя использовать в качестве эталона цвета, так как сам он является продуктом офсетной печати. Беря за основу недостоверный образец, фармкомпания рискует получить некачественную картонную упаковку.
Устранить возможные риски при заказе полиграфической продукции поможет инструментальный контроль качества.
«Спектрофотометр, просмотровая камера, оцифрованный CxF-файл помогут вам избежать любых неожиданностей, — подчеркнула Валентина Слепнева. — Заказ на размещение полиграфической продукции любому одобренному поставщику всегда будет иметь положительный результат, соответствующий тем требованиям, которые вы согласовали. Если даже на этапе входного контроля вы зафиксируете отклонение, то диалог с поставщиком будет вестись в правовом поле».
Итак, чтобы еще на этапе проектирования оригинал-макета устранить риски получения некачественной вторичной упаковки, необходимо учитывать специфику работы полиграфических производств. Но тонкости работы зачастую недоступны заказчикам, поэтому эксперты «Промис» сообщают о требованиях к оригинал-макетам. Разобраться в них поможет интенсив для технологов по упаковочным материалам фармпроизводства. Он также будет полезен дизайнерам, инженерам ОКК и главным механикам. Интенсив включает в себя 10 часов видеоуроков от восьми экспертов-практиков и более 25 презентаций и чек-листов. В рамках курса можно познакомиться с ключевыми понятиями из области полиграфии, освежить и прокачать имеющиеся знания.
Реклама АО «ПРОМИС» ИНН: 5262032016