Отраслевой информационный портал

На российском розничном рынке падает спрос на традиционные обезболивающие препараты

На российском розничном рынке планомерно снижается общий натуральный объём продаж обезболивающих препаратов. По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma, в 2024 г. в российской рознице было реализовано 266,1 млн упак. обезболивающих ЛП*, это на 6,5% меньше, чем в 2023 г. При этом общий объём рублёвых продаж данных средств в 2024 г. увеличился на 12,4% и достиг 28,7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Разнонаправленная динамика обусловлена ростом стоимости подобных препаратов, средняя цена на одну упаковку за год повысилась на 20% и достигла 108 руб. Основной вклад в динамику стоимости препаратов данной группы вносили традиционные препараты: Анальгин, Цитрамон и др., а максимальный рост цены зафиксирован на торговую марку Ацетилсалициловая кислота — за год стоимость одной упаковки лекарства в среднем увеличилась сразу на 32%, впрочем эти препараты всё равно относятся к нижнему ценовому сегменту, в 2024 г. упаковка стоила порядка 33 руб.

Почти 68% натуральных продаж в группе обеспечивают четыре небрендированных препарата, каждый из которых выпускают десятки компаний: Анальгин, Цитрамон, Ацетилсалициловая кислота и Парацетамол. Абсолютным лидером является торговая марка Цитрамон — 22,3% в упаковках. Несмотря на рост денежного объёма продаж перечисленных анальгетиков, фактические показатели спроса на них относительно 2023 г., существенно снизились (см. рис.) Более всего сокращение заметно у марки Анальгин (-12% за год в упак.).

Пик продаж анальгетиков за последние два года отмечался стабильно в декабре и августе. В 2024 г. максимальные показатели продаж фиксировались в августе, в этот месяц было реализовано почти 24,8 млн упак. обезболивающих средств на сумму 2,5 млрд руб. В декабре покупатели приобрели 22,7 млн упак. препаратов данной категории на сумму 2,6 млрд руб. Далее продажи вновь снизились и в первом месяце 2025 г. было реализовано 20,1 млн упак., это на 14% меньше, чем в январе 2024 г. Второй месяц наступившего года был более результативным — в феврале потребители купили 21,3 млн упак., но это всё равно на 0,2% меньше чем в аналогичный месяц 2024 г.

1803

В анализируемой группе в ушедшем году насчитывалось 68 торговых марок. Среди них пять новинок, в составе четырёх из них действующие вещества, ранее присутствующие на рынке и одно новое МНН — торговая марка Спазмо-Апотель для инъекций, с комбинированным составом (МНН гиосцина бутилбромид+парацетамол+лидокаин). Препарат производит компания «Уни-Фарма Клеон Цетис» из Греции.

Большая часть затрат покупателей в группе анальгетиков приходится на препарат Пенталгин от российской компании «Отисифарм». В 2024 г. этот препарат обеспечивал 28,4% денежного объёма анализируемого рынка (см. таб.). За год объём продаж бренда увеличился на 10% в деньгах и на 2% в упаковках. Второй по стоимостному объёму продаж в рамках анализируемой категории небрендированный препарат Цитрамон от 14 разных компаний, анальгетик занимает 13% рынка. Ключевыми производителями Цитрамона по итогам 2024 г. выступают «Фармстандарт» и «Обновление», препараты данных компаний обеспечивают большую часть денежного объёма продаж всего Цитрамона. За год объём продаж этого лекарственного средства увеличился на 10% в руб., но при этом сократился на 5% в натуральном выражении. Третью позицию за собой сохраняет Парацетамол, занимая долю 8,5% в руб. Данную торговую марку выпускают на рынок 37 производителей, основная масса Парацетамола производится на мощностях предприятия «Фармстандарт-Лексредства». Натуральные продажи Парацетамола существенно упали— относительно 2023 г. снижение фиксируется на 11%, в стоимостном выражении динамика положительная, однако прирост составил всего 1%.

На первую десятку анализируемых средств приходится 81% рублёвого объёма в категории. В ТОР-10 торговых марок относительно 2023 г. наблюдается положительная динамика в рублях, но только четыре продукта показали рост в упаковках. Максимальной динамикой как в рублях, так и в упаковках, характеризовался бренд Лирика от американской компании Виатрис». Компания внесла изменения в регистрационное удостоверение, теперь лекарственное средство относится к группе анальгетиков (N02), а основное показание для применения препарата — лечение нейропатической боли. Ранее Лирика входила в группу противоэпилептических средств (N03). По сравнению с 2023 г. продажи препарата выросли на 47% в рублях и на 48% в упаковках. Также можно отметить обезболивающий препарат Баралгин от «Санофи», динамика за год составила 11%, как в рублях, так и в упаковках.

Таб. ТОР-10 брендов группы анальгетики-антипиретики* в розничном сегменте фармрынка России, в денежном и натуральном выражении
Таб. ТОР-10 брендов группы анальгетики-антипиретики* в розничном сегменте фармрынка России, в денежном и натуральном выражении

* N02B — анальгетики-антипиретики, по классификации EphMRA

spot_img

Экспертные материалы