Отраслевой информационный портал

Онлайн-продажи ветпрепаратов в России растут, но всё чаще со вскрытием упаковки

По представленной аналитической компанией RNC Pharma информации — общий объём розничного рынка ветеринарных препаратов за первые девять месяцев 2024 г. достиг 32,6 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2023 г. составила 14,6% в рублях. С января по сентябрь текущего года было реализовано 191,9 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) — на 8,9% больше, чем за девять месяцев 2023 г. Ключевую роль в динамике играли интернет-продажи, где долгосрочная динамика составила 60,4% в денежном выражении и 38% в натуральных единицах. Развитие офлайн-канала проходит менее динамично, тут прирост составил 6,2% в деньгах и 4,6% в натуральных единицах.

На ветеринарном рынке часто практикуется реализация товара со вскрытием потребительских упаковок, при этом препараты продаются отдельными блистерами, или даже минимальными единицами дозирования (ампула, таблетка и т.д.). Доля дробных упаковок, на рынке, по итогам анализируемого периода достигала 13,6% от общего натурального объёма рынка. Несмотря на то, что общая доля продаж дробных упаковок на рынке на протяжении последних лет сокращается, ситуация в офлайн и онлайн каналах развивается разнонаправленно. Так в 1-3 кв. 2024 г. в интернет-канале на разделенные упаковки приходилось 3,6% — за год эта доля увеличилась на 1,7 п.п. В то же время в офлайне реализация подобных препаратов снизилась с 17,3% (в 2023 г.) до 15,5% в январе-сентябре текущего года.

Чаще всего дробят упаковки средств для вакцинопрафилактики, инсектоакарицидные и антигельминтные препараты — в анализируемый период эти группы формировали более 53% всех дробных продаж в рознице (в МЕД). Расходы покупателей на перечисленные три группы превысили 5 млрд руб. (75% всех затрат на дробные упаковки). Заметим, что дроблению часто подвергаются упаковки препаратов, официальные поставки которых в страну были приостановлены и где имеют место случаи продаж серой продукции.

В перечне торговых марок, которые чаще всего продаются со вскрытием потребительской упаковки, лидирует инсектоакарицидный препарат Симпарика от американской «Зоэтис». Также часто отдельными флаконами продают чешские вакцины Биокан и Биофел и российскую Мультикан. Всего в перечне препаратов, которые продаются в дробном формате, насчитывается более 400 торговых марок.

Всего на рынке (включая онлайн-канал) по итогам января-сентября 2024 г. было реализовано 1 827 торговых марок ветпрепаратов (+16 ТМ с прошлого года). Причём количество брендов выросло как в сегменте e-com, так и в традиционной рознице, к тому же ассортимент онлайн-канала растёт более динамично — за год здесь прибавилось 78 ТМ и по итогам девяти месяцев насчитывалось 1 018 позиции.

Рис. Структура розничного рынка ветеринарных препаратов в России по типам реализованных упаковок в разных сегментах рынка в 2022-2023 гг. и январе-сентябре 2024 г., МЕД, %.

spot_img

Экспертные материалы