Отраслевой информационный портал

Рейтинг рецептурных препаратов по объёму продаж в российской фармрознице

Категория рецептурных препаратов на протяжении последних лет является флагманом развития российского розничного рынка, динамика спроса в группе существенно опережает показатели роста в отношении ОТС, соответственно доля анализируемой категории последовательно растёт. По состоянию на январь-май 2025 г. согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma на розничном рынке РФ (включая онлайн канал) объём реализации Rx-препаратов исчислялся суммой 460 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2024 г. составила 19%, при проведении расчётов в российской валюте, по категории ОТС показатель прироста не превышал 12,6%. Натуральная динамика по группе рецептурных препаратов тоже заметно выше, показатель прироста к январю-маю 2024 г. в упаковках составил 5%, а в минимальных единицах дозирования (МЕД) превышает 7,8%.

С точки зрения абсолютных денежных объёмов потребления в Rx-категории лидируют Москва, Московская область и Санкт-Петербург, суммарно эти регионы объединяют 24,7% рынка. Максимальной рублёвой динамикой из них характеризовалась Московская область, здесь зафиксирован показатель прироста на уровне 20%. Абсолютным лидером с точки зрения динамики спроса на рецептурные препараты в январе-мае 2025 г. стал Чукотский АО, здесь показатель рублёвого прироста зафиксирован на уровне 34%, правда в отношении абсолютного объёма рынка регион занимает третье место с конца списка. Сопоставимую динамику продаж Rx-препаратов фиксируем по Чеченской Республике (+32%), заметным ростом характеризовалась так же Республика Дагестан (+26%).

В анализируемом периоде на розничном рынке было представлено 5656 торговых марок рецептурных препаратов, за год их количество сократилось на 138 шт. Из наиболее заметных выпавших продуктов можно отметить в частности: Аллерфекс (компании «Северная Звезда») и Викейра Пак («Эббви»), препараты последний раз поступали в обращение ещё в 2022 г., или Ноксафил («МСД») и КамРОУ («Камада»), которые не отгружались с 2023 г., общий объём продаж в рознице каждого из данных продуктов год назад не превышал нескольких млн. руб., а доля в ритейле исчислялась десятитысячными долями процента.

В текущем году кардинально поменялась расстановка сил в рейтинге торговых марок. Прежде всего нужно отметить взлёт на 1-ю строчку препарата Эликвис от «Пфайзер», за год продажи препарата выросли на 15% и в значительной степени это результат стал возможным за счёт падения продаж Ксарелто («Байер Хелскер»), спрос на который после появления дженериков сократился сразу на 11%, в результате сейчас препарат может претендовать только на 3-е место. На вторую строчку в топе врывается Семавик компании «Герофарм», за год продажи препарата выросли в 5 раз. Наконец, продолжает стремительное восхождение Форсига от «АстраЗенека», препарату удалось не допустить появление на рынке аналоговых продуктов и продемонстрировать рост на уровне 61%. Худший в топе результат, если не считать Ксарелто, у российского Мексидола компании «Фармасофт» (+9% в руб.).

Таб. ТОР-10 торговых марок рецептурных лекарственных препаратов по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая онлайн-канал с доставкой до потребителя, без учёта продаж препаратов ботулинических токсинов в косметологических клиниках)
Таб. ТОР-10 торговых марок рецептурных лекарственных препаратов по объёму денежных продаж на российском розничном рынке (включая онлайн-канал с доставкой до потребителя, без учёта продаж препаратов ботулинических токсинов в косметологических клиниках)
spot_img

Экспертные материалы