За период с января по май 2022 г. общий объём розничных продаж ветеринарных препаратов в России составлял 9,1 млрд. руб. (в розничных ценах, включая НДС), — сообщает аналитическая компания RNC Pharma.
Показатель прироста относительно аналогичного периода 2021 г. при расчёте в рублях зафиксирован на уровне -0,2%, рынок стагнирует, испытывая сильное давление со стороны он-лайн игроков. Натуральные объёмы потребления вет. ЛП продолжают падать, относительно января-мая 2021 г. продажи в минимальных единицах дозирования (МЕД) сократились на 18,4%. Всего с начала текущего года в рознице было реализовано 56,6 млн. МЕД вет. ЛП.
В мае 2022 г. общий объём реализованных препаратов составил 2 млрд. руб., высокий сезон на основной части нашей страны закончился, так что вполне закономерно, что относительно показателей апреля 2022 г. здесь фиксируется отрицательная динамика (-18% в рублях). Но и в годовом выражении активность потребителей так же заметно уменьшилась, по сравнению с результатами мая 2021 г. денежный объём продаж ветеринарных препаратов сократился на 8,7%. И здесь прежде всего нашло отражение влияние особенностей поведения потребителей текущей весной, ажиотажный спрос и запасы продукции, сделанные в марте-апреле текущего года, неизбежно влияют на потребление. Натуральная динамика в мае 2022 г. в ещё большей степени характеризует общие драматические тенденции потребления, тут относительно аналогичного периода 2021 г. фиксируем -29% при проведении расчётов в минимальных единицах.
По итогам мая 2022 г. российские производители смогли вернуться на 1 место с точки зрения общего рублёвого объёма продаж, на них приходилось 42,2% от общего денежного объёма рынка. В марте-апреле на волне ажиотажа потребители в основной массе скупали продукцию иностранного производства, интерес к продукции отечественных компаний заметно упал, но сейчас мы видим возврат к нормальной стратегии потребления, впрочем, естественно, с учётом макроэкономических изменений, которые пока отчасти стимулируют спрос на продукцию российского производства. Тем не менее общий результат работы за первые пять месяцев 2022 г. всё-таки выводит российских производителей вет. ЛП лишь на второе место, с общей долей в денежном выражении на уровне 37,5%. Лидерами с заметным отрывом стали американские производители, они контролируют 43,2% денежного объёма рынка.
По итогам периода январь-май 2022 г. в ТОР-15 компаний, лидирующих с точки зрения денежного объёма продаж, максимальную динамику показала словенская «КРКА», относительно аналогичного периода 2021 г. продажи компании выросли на 38%, здесь наибольшим вкладом характеризовались продажи противопаразитарного препарата Селафорт и противомикробного Энроксила. Более-менее сопоставимыми темпами растёт «Ливисто Групп» (+25%), здесь отметим Петкам (НПВП) и антибактериальный препарат Доксифин.
Из числа топовых отечественных компаний максимальную динамику продолжает демонстрировать «Экопром», за год продажи выросли на 11% в рублях, основной вклад обеспечивает противопаразитарный препарат Гельминтал. Значительным приростом характеризовались так же компании «Астрафарм» и «Ветбиохим», обе показали динамику на уровне 9%. В отношении «Астрафарм» максимальный прирост показывали препараты Экспресс Успокоин (рост в 2,9 раза) и Супрамил (в 3,6 раза). По «Ветбиохим» отметим вакцину для профилактики бешенства у кошек Рабифел, продажи препарата за год выросли на 95%.