Отраслевой информационный портал

RNC Pharma: представила аналитику розничного рынка ветпрепаратов за 2023 год

По информации аналитической компании RNC Pharma общий объём продаж ветеринарных ЛП на розничном рынке России по итогам 2023 г. составил 35,4 млрд руб. (в розничных ценах, с учётом НДС), при этом рублёвая динамика относительно показателей 2022 г. достигла рекордных 22,5%. Всего в прошлом году потребители купили 235 млн минимальных единиц дозирования (МЕД) препаратов для животных, динамика здесь тоже высокая – показатель прироста зафиксирован на уровне 13%. Но, учитывая разницу рублёвой и натуральной динамики, не сложно сделать вывод, что немаловажную роль в отношении роста расходов потребителей играл инфляционный фактор. Важно так же отметить активное развитие онлайн канала рынка, маркетплейсы показали рост продаж в 2,2 раза (в МЕД), тогда как в оффлайн динамика не превышала 5%.

Важные изменения происходили на рынке ветпрепаратов и в отношении структурных показателей, в частности, стремительно менялось соотношение импортных и отечественных компаний на рынке. Российские производители обеспечили рост денежного объёма продаж на уровне 30,8% и в значительной степени определяли общую рыночную динамику. Натуральные объёмы тоже в заметном плюсе, но тут темпы отставали от среднерыночных (+11,7%). Вообще это стало следствием целенаправленной политики, производители смещали активность продвижения в сторону современных препаратов с ценником выше среднего, зачастую ценой сокращения продаж ряда препаратов предыдущих поколений. Опережающая динамика российских компаний привела к заметному росту рублёвой доли отечественных игроков, по итогам 2023 г. она достигла 43,1%, что на 2,7% больше, чем в 2022 г. Натуральный показатель правда корректировался в сторону снижения, но не критично, -0,7%, а общая доля продукции российского производства в минимальных единицах сейчас составляет 59,5%.

Наибольшие потери в 2023 г. фиксировались по американским производителям, за год их рублёвая доля на розничном рынке ветпрепаратов сократилась сразу на 6,3%, сейчас она составляет 31,2%. Причём падение могло быть ещё более выраженным, благо отдельные препараты поступают на российский рынок с помощью параллельного импорта. Корректировалась в сторону снижения также доля представителей Франции (-0,9%) и Германии (-0,6%). Впрочем, не все иностранцы чувствовали себя неважно, скажем доля чешских поставщиков за год показала даже более выраженную динамику, чем демонстрировали российские компании, здесь суммарная доля прибавила 2,9% к показателям 2022 г. и достигла 4,4% по итогам 2023 г. Отметились также представители Словении, здесь общая доля выросла на 1,8% до уровня 7%.

Из числа отечественных компаний в рамках ТОР-20 с точки зрения денежного объёма продаж максимальную динамику относительно 2022 г. показал «Фаворит» (рост на 54% в рублях), динамику в основном обеспечил шампунь-репеллент для кошек и собак Гуд Дог & Кэт. Второй результат у компании «Биогард» (+51%) и тоже благодаря репеллентам: Мисс Кисс и Мистер Бруно. Сопоставимыми темпами наращивают продажи компании «Агробиопром (+49%) и Экопром (+41%).

Среди иностранных производителей вет. ЛП прежде всего надо отметить смену многолетнего лидера, компания «МСД» после прекращения официальных поставок ряда своих продуктов в Россию теперь претендует только на третье место, а лидером по итогам 2023 г. стал «Зоэтис». Максимальную динамику в двадцатке показали «Биовета» и «Лабораториос Каризоо», обе в 2023 г. продемонстрировали рост продаж примерно на одном уровне – в 4,6 раза в рублёвом выражении. Чешская компания активно продавала вакцины, в т.ч. выпавшие объёмы препаратов «МСД», испанский поставщик наращивал реализацию оригинального препарата для недержания мочи у собак Уристоп.

Структура розничного рынка ветеринарных препаратов в России по странам происхождения в 2022-2023 гг.
Структура розничного рынка ветеринарных препаратов в России по странам происхождения в 2022-2023 гг.
spot_img

Экспертные материалы