Отраслевой информационный портал

RNC Pharma представила рейтинг аптечных сетей России по итогам первой половины 2023 года

Аналитическая компания RNC Pharma представила рейтинг аптечных сетей России по итогам первой половины 2023 года. По оценке аналитиков в этот период рублёвая динамика продаж лек. ассортимента в фармритейле составила всего 3,3%, при том, что показатель инфляции на фармрынке за тот же период достигал 5,2%. Конечно, прирост рассчитывается в сравнении с завышенной базой начала прошлого года, но общая ситуация глобальному развитию ритейла всё равно не способствует. Данный факт уже отразился на скорости развития аптечной инфраструктуры, темпы открытия новых аптек по итогам 1-2 кв. 2023 г. находятся на самом низком после пандемии уровне. С начала текущего года общее количество аптечных учреждений в России выросло на 740 шт., то есть в среднем в месяц в рознице становилось на 123 точки больше.

Примечательно, что общее количество новых аптек в составе крупнейших сетей (в рамках ТОР-10) за пол года выросло на 1800 шт., они каждый месяц увеличивают свой состав более чем на 300 точек, и речь в данном случае идёт практически исключительно об органическом развитии. Общее количество сделок в текущем году в фармрознице исчисляется единицами, в частности, тут можно отметить покупки, сделанные «Риглой», которая летом приобрела сравнительно небольшие сети «Трик-Фарм» (5 аптек в Краснодарском крае) и «Фарм» (31 аптека в Приморском крае»). Данные примеры хорошо характеризуют подход к развитию, который в настоящее время исповедуют крупные розничные компании, абсолютный приоритет здесь отдаётся естественному открытию аптек, а поглощения касаются в основном объектов хорошо известных покупателю и только в тех локациях, где иные варианты экспансии мало эффективны.

Возвращаясь к темпам развития розницы отметим, что в 2022 г. ежемесячный прирост числа аптек в целом по стране составлял 346 шт., а в 2021 г. порядка 288 шт., так что в анализируемом периоде динамика по меньшей мере в 2,5-3 раза хуже. Более того в мае-июне 2023 г. вообще начался процесс деградации аптечной инфраструктуры, общее количество открытых новых аптек оказывается меньше числа закрывающихся, пока правда речь идёт о 150-200 объектах в месяц и в принципе можно надеяться, что после завершения «низкого» сезона на рынке этот процесс стабилизируется.

Надо отметить, что и разнообразные ассоциативные форматы в текущем году сбавили темпы развития, причём, как и для розницы в целом, наибольшие проблемы отдельные участники рынка переживали во 2-м квартале 2023 г. При этом несмотря на сложности количественного развития в отрасли довольно активно происходят качественные изменения. Интересный кейс в этой связи реализовала «АСНА», она получила 50% долю в компании, которой принадлежат права на бренд противопростудных средств Ранкоф. Речь идёт об успешном достижении целевых показателей продаж продукта, продвижением которого занималась ассоциация, и для отечественного фармритейла это кейс в известном смысле уникальный. Как в свете возможностей, которые открываются с точки зрения варианта будущей реализации этого актива, так и в отношении предложений для потенциальных интересантов по масштабированию данного опыта.

ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 1-2 кв. 2023 г.
Таб. ТОП аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 1-2 кв. 2023 г.
spot_img

Экспертные материалы