Май 2021 года для представителей «большого» российского ритейла ознаменовался стартом очередной волны консолидационных процессов, фактически речь идёт сразу о трёх крупных сделках: «Магнит» договорился о покупке сети «Дикси», «Лента» приобретает сеть Billa, наконец крупное объединение формируется за счёт консолидации отдельных аспектов деятельности трёх региональных ритейлеров Сибири и Дальнего Востока («Красный Яр», «Самбери» и «Слата»), сообщает аналитическая компания RNC Pharma® представляя рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 квартала 2021 г.
Эти процессы только на первый взгляд далеки от фармацевтической розницы, экономические условия для всех потребительских рынков одинаковы и вряд ли их можно назвать благоприятными, отраслевые особенности, конечно, существуют, но у фармы в текущем году хватает и специфических проблем. Так что консолидационный процесс, очевидно, докатится и до аптечной розницы.
Точнее будет сказать, что он уже стартовал, после очень точечных покупок, которые отрасль переживала в 2020 г. текущий год может отметиться как минимум одной глобальной сделкой – дистрибьютор «Катрен» планирует приобрести контрольный пакет в группе «Эркафарм». Если после этого произойдёт объединение операционной деятельности с существующей сетью дистрибьютора «Мелодия здоровья», консолидированный игрок легко сможет претендовать на первое место в рейтинге «классических» аптечных сетей. Совсем без «оптимизации» деятельности после сделки вряд ли удастся обойтись, но учитывая разницу форматов и относительно небольшое пересечение с точки зрения региональной представленности, вряд ли сеть будет сильно «сжиматься». А если учесть наличие у «Катрена» и других его розничных активов («Аптека.Ру» и ассоциация «Партнёр»), то сделка вообще обещает очень серьёзно изменить отношения как на розничном, так и на оптовом рынке.
Интересно, что «Сбербанк», который выступал одним из инициаторов продажи «Эркафарм», планирует продолжить развитие сервиса «Сбер Еаптека» в т.ч. за счёт физического открытия новых точек на территории отделений «Сбера». Понятно, что пока это эксперимент, но для развития он-лайн сервиса в любом случае придётся формировать офф-лайн инфраструктуру, особенно если речь будет идти о региональной экспансии формата.
В свете развития интернет-сервисов надо вспомнить ещё одного крупного игрока, который, наверное, одним из последних проявил интерес к фармацевтическому сегменту, «AliExpress Россия» подключилась к «родственному» по Mail.ru Group партнёрству «Все аптеки». Кстати, AliExpress чуть ранее запустил продажу и ветеринарных ЛП, но уже не через агрегатора, а в рамках классической модели маркетплейса.
Таб. Топ аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке лекарственных препаратов России по итогам 1 кв. 2021 г.