Российский розничный рынок лечебного энтерального питания в 1 кв. 2025 года показал существенную динамику, согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж FMCG в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma рублёвый объём продаж вырос на 20,2%, натуральное потребление увеличилось на 18,2% по сравнению с январём-мартом 2024 г. За первые три месяца текущего года было реализовано 4,1 млн упак. (более 1 тыс. тонн) на сумму 1,7 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Суммарно за весь 2024 г. на российском розничном рынке было продано 14,8 млн упак. (3,7 тыс. тонн) на сумму 6 млрд руб.
Общую динамику на розничном рынке лечебного энтерального питания также как для большинства категорий парафармацевтики определяет онлайн канал. Расходы покупателей на интернет-покупки относительно января-марта 2024 г. увеличились на 36%, при этом продажи в традиционных точках выросли на 12,8%. Натуральные объёмы продаж в сегменте e-com увеличились на 34% (в офлайне рост на 12,6% соответственно). В результате в анализируемом периоде доля e-com сегмента в категории составила 35,8% от рублёвого объёма продаж, это на 4,2 процентных пункта (п.п.) больше, чем годом ранее, натуральная доля немного ниже — чуть более 29%, за год +3,5 п.п.
В 1 кв. 2025 г. на рынке насчитывалось 41 торговая марка лечебного питания от 16 компаний. В 2024 г. на рынке появилось сразу четыре новых компаний, две из них российские и две иностранные. Важно отметить, что значимость первой тройки лидирующих корпораций за последние три года снизилась, если в январе-марте 2022 г. на ТОР-3 приходилось свыше 93% продаж в рублях, то в аналогичный период текущего года они формировали уже всего 84,7%. Первенство в стоимостном объёме продаж занимает компания «Нутриция» (подразделение «Данон»), на которую приходится 36,6% рублевого объёма рынка. Второе место сохраняет за собой «Эбботт», занимающий чуть более 33% в рублях. При этом стоит заметить, что в натуральном выражении «Эбботт» лидирует — на неё приходится более 62% продаж в упаковках. За первые три месяца текущего года компания реализовала 2,5 млн. упаковок. Замыкает тройку лидеров «Нестле» с долей 15% в рублях и 6,3% в упаковках. Все участники первой тройки в 1 кв. 2025 г. демонстрировали положительную динамику, максимальные показатели отмечаются у компании «Эбботт» — +20,5% в руб. и +16,3% в упак.
Основными представителями российских производителей лечебного энтерального питания в отчётный период выступают компании «Инфаприм» и «Леовит Нутрио», у обеих компаний фиксируется уверенный рост: первая демонстрирует прирост на 46% (в рублях), продажи второй, за год выросли в 2,5 раза. За последние два года в категории лечебного питания появилось ещё два российских производителя: «Фармалакт» и «АРТ Современные научные технологии».
Среди торговых марок лидирует Педиашур производства «Эбботт» с ростом продаж в руб. +20,5%, на второй позиции бренд Нутридринк от «Нутриция», который за год показал увеличение продаж на 23,4%. Тройку замыкает продукт от корпорации «Нестле» под названием Альфаре, по отношению к 1 кв. 2024 г. у бренда фиксируется снижение продаж в упаковках на 4%, при этом рост в руб. всего 1,5%. Максимальную динамику в первой двадцатке брендов показал Биошейк от компании «Фармалакт» — относительно января-марта 2024 г. продажи выросли в 10,6 раз в руб. и в 19 раз в упак.
