По информации базы данных «Аудит розничных продаж ЛП в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma в 2024 г. на долю ТОР-100 корпораций по объёму рублёвых продаж на розничном фармрынке России приходилось более 86%. Всего в анализируемый период на розничном рынке присутствовала продукция более 830 корпораций, за год их количество выросло на шесть позиций.
Из числа первых 100 компаний, лидирующих по показателю выручки на розничном фармрынке, только четыре демонстрировали снижение продаж по отношению к 2023 г. Среди них такие крупные компании как «Астеллас» (-12%) и «Зентива» (-6%). Для «Астеллас» ключевую роль в сокращении продаж сыграло прекращение продаж антибактериального препарата Вильпрафен, также в 2024 г. серьёзно просели объёмы продаж препарата Супракс, относительно результатов 2023 г. рублёвый объём продаж сократился на 33%. В отношении «Зентивы» наиболее драматичное снижение наблюдалось в отношении урологического препарата Фокусин, который за год потерял 55%.
Из числа топовых игроков рынка 29 компаний показали прирост в рублях более 20%, семь из них более 40%. Максимальная динамика объёма рублёвых продаж в первой сотне компаний предсказуемо зафиксирована у «Герофарм», продажи продуктов производителя выросли в 2,4 раза по сравнению с 2024 г. На розничном рынке корпорация представляет 17 брендов, большинство из которых демонстрировали значительные темпы роста продаж. Однако драйвером выступал Семавик (МНН семаглутид), препарат поступил в продажу в конце 2023 г. и по итогам 2024 г. расходы на него в ритейле составили более 6,3 млрд руб.
На второй позиции по динамике продаж российская компания «Промомед» (+78% в рублях). В портфеле компании в розничном сегменте насчитывается 134 торговые марки. Здесь также ключевую роль в существенном росте расходов на продукцию компании играли препараты аналогов глюкагоноподобного пептида-1: Квинсента и Энлигрия, которые также вышли в гражданский оборот в 2023 г. За год продажи указанных брендов увеличились в 76,3 и 12,3 раз, соответственно.
Тройку лидеров по динамике продаж замыкает ещё одна российская компания «Велфарм» (+57%). В сегменте у производителя 128 торговых марок, у большинства из которых фиксируется двухзначный прирост стоимостного объёма. Из числа игроков, входящих в ТОР-15 по динамике наибольшее количество брендов в фармрознице представлено у компании «Фармасинтез» (187 торговых марок), за год объём продаж продукции производителя увеличился на 42%. Меньше всего продуктов среди наиболее быстрорастущих компаний по итогам 2024 г. у «Биокодекс», при этом все бренды за исключением Отипакса демонстрировали двукратные темпы роста продаж. Абсолютным же лидером среди иностранных фармкомпаний по динамике в 2024 г. стал «Ядран» (+52%), успех в значительной степени был обеспечен продажами препарата для лечения угревой сыпи Акнекутан (+82%).
