Ученые Сеченовского Университета совершили прорыв в лечении витилиго, разработав уникальный крем с карнозином, который успешно прошел клинические испытания и показал свою эффективность в профилактике и предотвращении распространения «белых пятен» на коже.
Крем был разработан совместными усилиями Клиники кожных болезней имени В. А. Рахманова Клинического центра наук о здоровье и Института фармации им. А. П. Нелюбина Сеченовского Университета в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Витилиго – это хроническое заболевание, характеризующееся появлением на коже белых пятен из-за прекращения выработки меланина. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 40 миллионов человек в мире страдают этим недугом, который чаще всего диагностируется в возрасте от 8 до 25 лет. В России витилиго встречается у 1–3% населения. Хотя заболевание не опасно физически, оно может вызывать значительный психологический дискомфорт и снижать качество жизни пациентов. Среди возможных причин витилиго ученые называют нарушения работы щитовидной железы, генетическую предрасположенность и аутоиммунные процессы, а триггерами могут выступать инфекции, глистные инвазии и эмоциональное напряжение.
Профессор кафедры кожных и венерических болезней имени В. А. Рахманова Сеченовского Университета Константин Ломоносов объяснил, что одним из главных механизмов развития витилиго является окислительный стресс, при котором в клетках происходят процессы окисления, повреждающие их генетический аппарат и приводящие к разрушению.
Новый крем, разработанный на базе научно-исследовательского образовательного центра «Фарма-Премиум» Института фармации имени А. П. Нелюбина Сеченовского Университета, воздействует именно на этот процесс. В его основе – дипептид карнозин, обладающий антиоксидантными свойствами. Кроме того, в состав эмульсии входят гиалуроновая кислота, витамин Е, аминокислота аргинин и комплекс натуральных масел – риса, льна и ши. Старший научный сотрудник центра «Фарма-Премиум» Виктория Грих подчеркнула, что активные вещества крема защищают кератиноциты и меланоциты от окислительного повреждения.
Клиническая апробация крема показала, что при постоянном применении он предотвращает разрастание существующих очагов витилиго и препятствует появлению новых белых пятен. Константин Ломоносов отметил, что, по мировым исследованиям, витилиго часто возвращается у пациентов, но новый крем призван предотвратить этот рецидив.
Директор Клиники кожных и венерических болезней имени В. А. Рахманова Сеченовского Университета, член-корреспондент РАН Ольга Олисова сообщила, что в клинической апробации приняли участие 30 человек с разными типами кожи, которые наносили крем дважды в день в течение трех месяцев. Исследование показало, что крем улучшает состояние кожи пациентов и регулирует пигментацию, приближая цвет кожи к естественному почти на 20%. Кроме того, крем можно использовать в комплексном лечении, усиливая действие других методов и позволяя снижать дозы иммуноподавляющих препаратов. Средство также успешно прошло доклинические исследования in vitro.
Виктория Грих подчеркнула, что новое средство решает проблемы, с которыми не справлялись существующие препараты, многие из которых требовали специальных манипуляций и вызывали побочные эффекты из-за раздражающих компонентов. Новый крем не имеет побочных эффектов и не требует особых условий применения. Константин Ломоносов также отметил, что существующие антиоксидантные средства для лечения витилиго являются дорогостоящими, в то время как карнозин легче синтезировать, что сделает новый крем более доступным. По его словам, преимущество крема заключается в его высокой эффективности по сравнению с природными антиоксидантами и сопоставимой эффективности с другими фирменными препаратами при более низкой стоимости.
Директор Института фармации им. А. П. Нелюбина Галина Раменская сообщила, что крем будет выпускаться под торговой маркой Dr. Sechenov, созданной студентами университета. Под этим брендом уже производится крем для сухой и атопической кожи. В ближайшее время планируется совместно с индустриальным партнером выпустить первую опытно-промышленную партию крема, который поступит в аптеки.