Отраслевой информационный портал

Владимир Христенко, президент компании НАНОЛЕК, об уроках COVID-19

“Сейчас весь мир переживает неожиданную вспышку распространения COVID-19, вирус оказался способным закрыть границы, остановить авиасообщения между странами, а также оказать влияние практически на все секторы мировой экономики и совершенно определенно – вскрыть систему здравоохранения в планетарном масштабе”, – сказал Владимир Христенко, президент компании НАНОЛЕК, для Adam Smith Conferences.

Коронавирус встал на пути человечества, как краеугольный камень на распутье, но не дал вариантов развития событий. Нам пришлось идти по неизвестному пути, продолжил эксперт, на ходу меняя планы, адаптируясь и получая новый экстремальный опыт.

За почти полгода сосуществования с новой коронавирусной инфекцией homo sapiens, безусловно, смог адаптироваться к новым бытовым реалиям, но четко осознал (вернее, нам невольно напомнили), что мы не одни на этой планете и распространение живых организмов, пусть и не видимых человеческим глазом, может нести реальную смертельную опасность. И на первый план снова и снова вышел тезис о том, что самым эффективным способом сдерживания опасных заболеваний давно признана вакцинация.

Известно и очевидно, что одним из трех главных явлений, повлиявших на рост продолжительности жизни в ХХ веке (наряду с чистой водой и ликвидацией голода), является повсеместное внедрение вакцинопрофилактики. Благодаря ей, средняя продолжительность жизни населения в мире увеличилась на 20-30 лет. В течение жизни одного поколения были ликвидированы или сведены до единичных случаев более 10 тяжелых инфекций (оспа, полиомиелит, желтая лихорадка и т.д.).

Так и сейчас, в случае с COVID-19, внимание мировой общественности приковано к процессу поиска вакцины от новой коронавирусной инфекции.

После регистрации вакцины и до начала ее производства в промышленном масштабе перед многими странами встанет вопрос включения ее в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП). Ведь в большинстве стран вакцинация проводится в соответствии с таким календарем.

Что касается российского НКПП, то он покрывает большую часть вакциноуправляемых инфекций. Изменения последних нескольких лет, в том числе включение пневмомокковой инфекции и начало применения комбинированных вакцин в рамках НКПП, говорят о том, что мы не стоим на месте. Тем не менее, в настоящее время, в национальном календаре профилактических прививок пока отсутствует вакцинация против менингококковой инфекции, ветряной оспы, ротавирусной инфекции, вируса папилломы человека. При этом совокупный убыток государства от распространения ветряной оспы, ротавирусной инфекции, менингита, только в 2019 году составил около 38 млрд рублей (по данным доклада Роспотребнадзора).

На сегодняшний день, с учетом ситуации с распространением коронавирусной инфекции, возник риск снижения охвата вакцинацией против жизнеугрожающих детских инфекций, уже включенных в календарь, и как следствие риск роста распространения этих инфекционных заболеваний у детей.

Коронавирус в очередной раз продемонстрировал, что инфекции не знают границ, и сейчас особенно важно не допустить вспышек уже известных заболеваний, что может случиться из-за приостановки вакцинации. В области охраны жизни и здоровья людей нет вопросов, которые можно отложить на будущее. Чтобы предупреждать распространение опасных заболеваний завтра, нужно работать на опережение уже сегодня, хотя это и не игра в шахматы, а наша с вами вполне реальная жизнь.

Уже сегодня мы можем конкретизировать сроки включения той или иной инфекции в НКПП, чтобы производители были готовы обеспечить необходимое количество объемов поставки вакцин, ведь важно не просто иметь ту или иную инфекцию в календаре, а важно обеспечить реальную возможность производить вакцину от данной инфекции в промышленных масштабах. Пока не будет понимания какие именно вакцины и в какие сроки являются приоритетом для системы здравоохранения, производителям будет крайне сложно планировать свои инвестиции в развитие производства и новые разработки.

Также крайне важно закрепить практику заключения государственных контрактов на более длительные периоды (три и более лет), что поможет обеспечить заблаговременное планирование производства, и, как следствие, гарантированные поставки в необходимый срок.

spot_img

Экспертные материалы