Отраслевой информационный портал

Юридические тонкости логистики: пределы ответственности перевозчика и экспедитора

Мария-Марьям Писаренко
Мария-Марьям Писаренко

Когда обыватели и профессионалы используют термин «перевозчик» в речи, его часто интерпретируют буквально, имея в виду, что это фирма, которая занимается перевозкой. Но если мы углубимся в основу юридических отношений между компаниями, занимающихся перевозками, то обнаружим, что законодательством РФ предусмотрены два отдельных направления – институт правовых отношений перевозчика и институт правовых отношений экспедитора.

Согласно законодательству, отличны не только уровни ответственности перевозчика и экспедитора, неодинаков и функционал, по умолчанию возложенный на них сложившимися юридическими нормами. В фармацевтической логистике понимание этой разницы становится критически важным, так как доставка лекарственного препарата надлежащим образом напрямую связана с качеством препарата.

В данной статье мы рассмотрим различия между перевозчиком и экспедитором, особенности заключения договоров на перевозку и транспортно-экспедиционные услуги, влияние формулировок договора на квалификацию контракта при спорах в судах и, как следствие, пределы возникающей ответственности.

При определении ответственности сторон в любом договоре решающее значение имеет квалификация документа, на основании которого стороны взаимодействовали между собой. Это разъяснено в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 49 от 25 декабря 2018 года, в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26 июня 2018 года.

Правовые отношения, связанные с перевозкой груза и транспортной экспедицией, не являются исключением. Наличие определения «перевозчик» как одной из сторон в самом тексте не является основанием для квалификации документа в качестве договора перевозки. Также и наличие термина «экспедитор» не превращает бумагу в договор транспортной экспедиции. Интерпретация предмета гражданско-правовых отношений в соответствии с кругом обязанностей сторон – ключевой фактор для определения института ответственности.

Основным спорным моментом являются квалификация контракта либо в качестве договора перевозки, либо в качестве договора транспортной экспедиции, а также применяемые в зависимости от этой квалификации нормы:

  • Взаимодействие с перевозчиком регламентируется главой 40 Гражданского Кодекса (ГК) РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правилами перевозки грузов.
  • Правоотношения с экспедитором регламентируется главой 41 гражданского Кодекса РФ, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.

Существуют определенные параллели в деятельности перевозчика и экспедитора, однако имеются и существенные различия. Рассмотрим детально определения, а также функционал, основания для квалификации договора и возникающую ответственность. Перевозчик – юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), взявшее на себя обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на их получение лицу.

Таким образом, ключевыми обязанностями перевозчика являются:

  • принятие вверенного груза к перевозке,
  • доставка в сохранности из пункта А в пункт Б,
  • выдача управомоченному лицу.

Если основная обязанность стороны состоит не в сохранной транспортировке, то к данному договору не могут применяться правовые нормы, регулирующие перевозку груза. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ и части 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

Вместе с тем отсутствие, некорректность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

При заключении договора грузоотправителю следует обратить внимание на надлежащую упаковку, обеспечивающую сохранность груза, а также на тщательную подготовку отгрузочных документов, так как законодательством обязанность соблюсти эти требования возложена на грузоотправителя.

В части 4 статьи 8 Устава автомобильного транспорта указано, что грузоотправитель несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика необходимых документов, том числе предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными регламентами в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих пакета документов не входит в обязанности перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель должен возместить перевозчику убытки, а также суммы, выплаченные им третьим лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой комплекта указанных документов.

Что же касается требований к упаковке груза, в соответствии с частью 2 статьи 10 Устава автомобильного транспорта отправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность и сохранность, а также не допустить повреждения транспортного средства или контейнера. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если виной этому стала ненадлежащая упаковка со стороны грузоотправителя.

Выше описаны нормы, предусмотренные законодательством. Если самим договором в обязанности перевозчика не включается упаковка груза, будут применяться именно эти правила. Однако стороны при заключении контракта могут в самом документе предусмотреть ответственность перевозчика за упаковку груза.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:

  • перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз по договору,
  • в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику, но он не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).

Бремя доказывания утраты или повреждения груза вследствие ненадлежащей упаковки возложено на перевозчика. Его ответственность регламентируется как законодательными актами, так и нормами самого договора. Если стороны не согласовали ответственность за невывоз груза или несвоевременное предоставление транспортного средства под погрузку, то отправитель вправе сослаться на нормы ГК РФ, предусматривающие штраф за невывоз в размере 20% от стоимости перевозки груза, а также штраф за несвоевременную подачу машины в размере 1% от среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении за каждый час просрочки. Грузоотправитель также может потребовать возмещения причиненных перевозчиком убытков.

Перейдем к экспедитору. Экспедитор – это юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), взявшееся организовать перевозку груза. Перечень услуг экспедитора открыт и отдельно не регламентируется законодательством, ключевой является только деятельность по организации перевозки. Стороны самостоятельно определяют круг обязанностей. Это могут быть услуги по подготовке разрешительных документов для импортно-экспортных операций, маркировка груза и прочее.

В пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» отмечается, что при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения его обязанностей, их комплектность и соответствие указанных сведений условиям перевозки.

Таким образом, при заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции ответственность перед грузоотправителем за вред, причиненный в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор. Сравнивая ответственность экспедитора и перевозчика за отгрузочные документы, вы уже видите существенную разницу, так как при взаимоотношениях в рамках договора за документы на груз отвечает грузоотправитель.

При приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки и упаковке. Если он принимает все без оговорок в транспортном документе, именно на него и возлагается риск утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства. Оценивая требования к экспедитору и перевозчику относительно сохранности груза при ненадлежащей упаковке, необходимо подчеркнуть критичный нюанс: при взаимоотношениях в рамках контракта ответственность за сохранность груза возложена на грузоотправителя, если он не передал ее перевозчику в рамках документов, а в отношениях с экспедитором ответственность по умолчанию лежит на экспедиторе.

Существует очень тонкий момент, когда в договоре транспортной экспедиции экспедитор берет на себя обязательства по сохранной перевозке груза либо обеспечивает доставку, выписывая свой транспортный документ. В этом случае судебная практика признает экспедитора договорным перевозчиком, руководствуясь вышеупомянутыми постановлениями Пленума Верховного суда РФ.

Даже косвенные признаки, свидетельствующие о том, что экспедитор взял на себя обязательства по сохранной доставке груза, интерпретируются судом в пользу квалификации таких отношений как договорная перевозка. Указанные обязательства могут быть зафиксированы и в самом предмете договора, и в разделе «Права и обязанности сторон», и в разделе «Ответственность».

Судебная практика в РФ в качестве подтверждения договорной перевозки принимает обстоятельства, при которых по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, либо стоимость оказываемых услуг выражена в твердой сумме без предусмотренных расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами. Или экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте, через который заключался договор.

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 закона о транспортной экспедиции, если он:

  • фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами,
  • выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя поручительство за исполнение договора перевозки.

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора он обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов.

Ответственность экспедитора за нарушение сроков регламентируется законодательством, но имеет более обтекаемую (в сравнении с перевозчиком) формулировку, гласящую, что «экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором». То есть нет отдельной законодательной нормы, предусматривающей конкретную ответственность в цифрах за невывоз груза или несвоевременное предоставление транспортного средства под погрузку. У перевозчика – наоборот.

При этом установлен предел санкций к экспедитору за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, который не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки в международном сообщении. Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования (Special Drawing Right, сокращенно SDR).

Специальные права заимствования (СПЗ) или SDR – это резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ), имеющее только безналичную форму в виде записей на банковских счетах. 1 SDR равен 115.8928 российского рубля на 23 июня текущего года. Таким образом, предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей не может превышать 77262,25 рубля за 1 место по курсу на 23.06.2024 в международных перевозках. *

В договоре транспортной экспедиции может быть оговорен более высокий размер штрафа по всем основаниям за исключением ответственности экспедитора при международных перевозках. При этом соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшение ее размеров, установленных Законом N 87-ФЗ, ничтожно.

Давайте отдельно остановимся на ответственности за сохранность груза и ее пределах, так как это наиболее щепетильный вопрос. Обязательства перевозчика и экспедитора распространяются на сохранность груза. Для экспедитора она возникает в случае, когда он является договорным перевозчиком. То есть в договоре на транспортно-экспедиционные услуги предусмотрена сохранная перевозка груза либо есть косвенные признаки того, что экспедитор взял на себя функции договорного перевозчика.

Экспедитор, как и перевозчик, должен возмещать реальный ущерб, связанный с утратой, недостачей или повреждением (порчей), после принятия груза и до выдачи получателю. На экспедитора, также как и на перевозчика распространяется принцип презумпции виновности, то есть бремя доказывания своей невиновности: оба должны предоставить доказательства, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые они не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело.

Но есть существенный нюанс: при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса.

Давайте для наглядности переведем в рубли предел ответственности экспедитора в международном сообщении. Она ограничена двумя расчетными единицами и равна 231,79 рубля за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза по курсу SDR, равному 115,8928 рубля, на 23 июня 2024 года. *

Поскольку в фармацевтической логистике происходит валидация транспортировки лекарственных препаратов, отдельное внимание следует уделить законодательной норме, согласно которой экспедитор вправе выбирать или менять вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки. Если при заключении договора транспортной экспедиции отдельно не зафиксировать необходимость согласования изменений, то по закону экспедитор вправе корректировать условия перевозки в уведомительном порядке, то есть без получения предварительного одобрения. Такая самостоятельность может привести к печальным последствиям. Это крайне важно учитывать при заключении контракта на перевозку лекарственных препаратов.

Мы рассмотрели в данной статье нюансы, связанные с организацией перевозки груза и правовые контуры, в рамках которых такая деятельность осуществляется, подчеркнули разницу между юридическими нормами, регулирующими деятельность перевозчика и экспедитора, а также влияние выбора тех или иных формулировок либо их отсутствия на квалификацию договора и возникающую ответственность.

В фармацевтической логистике важную роль играет стабильная и предсказуемая цепочка поставок, поэтому знание правовых основ взаимодействия с компанией, осуществляющей перевозку лекарств, позволит верно провести аудит, минимизировать риски и уже на этапе заключения договора верно определить объем обязанностей сторон, обеспечивая максимально стабильную транспортировку препаратов, что напрямую влияет на их качество.


* — курс SDR приведен в данной статье для наглядности и понимания размеров ответственности в рублях РФ.


Источник – Сборник GDP Review 5 VI Конференции «Логистика лекарственных средств»

 

spot_img

Экспертные материалы