Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев представил участникам сессии «Система лекарственного обеспечения: повышая доступность» на Петербургском экономическом форуме анализ возможных моделей лекарственного возмещения на примере программы лекарственного возмещения для граждан, перенесших острые сердечно-сосудистые заболевания.
Речь идёт о лекарственном обеспечении пациентов по разным моделям с использованием минимальной цены реестра, медианной цены реестра, а также за счёт соплатежа.
Несмотря на то, что мы проводили сравнительный анализ в начале 2020 года, а также на завершившийся пересмотр цен на жизненно важные препараты (ЖНВЛП), он сохраняет основные контуры и ранее сделанные выводы, — отметил Тимофей Нижегородцев.
В ходе сравнительного анализа моделей возмещения ведомство выявило их общие риски. Прежде всего, это использование недостоверных уже устаревших статистических данных о реальной потребности пациентов в лекарственных препаратах.
Расчеты должны производиться по консервативному сценарию и основываться на реальном количестве пациентов. Кроме того, нужно предусмотреть возможность введения коэффициентов на случай увеличения количества людей в программе. Сейчас же, расчёты, которые мы видим на разных презентациях, должным образом не верифицированы, а значит создают риски дефицита программы с точки зрения бюджета, — поясняет заместитель руководителя ФАС России.
Разные модели лекарственного возмещения предполагают разные эффекты с точки зрения достижения целей самой системы лекарственного возмещения.
Первая модель предусматривает 100% бесплатное обеспечение пациентов препаратами, закупка которых будет осуществляться по минимальной цене реестра. Однако её применение несёт в себе риски возникновения дефектуры и постоянного контроля за объемами производства препаратов данной ценовой категории.
Вторая модель также предполагает бесплатное обеспечение пациентов препаратами, в том числе оригинальными дорогостоящими, но уже по медианной цене реестра. Безусловными плюсами этой модели являются минимизация риска дефектуры за счёт расширения количества фармпроизводителей-участников программы и, как следствие, лекарственного ассортимента для пациентов и оптового звена, а также доступность лекарственной терапии в целом при сохранении возможности выбора препаратов.
Третья модель — соплатёж, когда государство возмещает 50% цены на любой лекарственный препарат.
Многими эта модель представляется наиболее оптимальной. Однако расчёты показывают, что цели лекарственного возмещения могут быть не достигнуты, — констатирует заместитель руководителя ФАС России.
Завершая выступление Тимофей Нижегородцев отметил, что «наша главная задача заключается в сопряжении этих трёх моделей с целями лекарственного возмещения и проведении пилотного проекта».
Однако для того, чтобы пилотные проекты по лекарственному всё-таки были реализованы, необходимо выполнить ряд условий:
- разработать и утвердить нормативную базу на федеральном и региональной уровнях;
- провести консервативную оценку охвата пациентов (на основе реальной потребности) и соответствующих бюджетов (без сокращения);
- проработать возможность внедрения системы соплатежа от населения, которая бы исключала возможность продвижения конкретных брендов лекарственных препаратов отдельных производителей;
- разработать единые для всех регионов точек сравнения эффективности реализации пилотных проектов;
- провести пилотный проект в небольшом числе регионов, одновременно во всем регионе.
При этом, участники пилотного проекта должны гарантировать:
- наличие развитой информационной системы (наличие системы выписки и движения электронных рецептов);
- гарантии региональных бюджетов в случае дефицита выделенных средств из федерального бюджета;
- оперативное принятие региональной нормативной базы для запуска пилотного проекта.
Автор фото: Игорь Руссак, Росконгресс