Ведущие эксперты — представители вузов обсудили вопросы обучения и трудоустройства студентов, обучающихся по направлению «Фармация». Вебинар собрал представителей преподавательского корпуса вузов России, студентов и лиц делового и фармацевтического сообщества, а также производителей.
Модератором выступил Валерий Дмитриевич Дзгоев, исполнительный директор Ассоциации содействия студентам и аспирантам в области фармацевтики. Проблемы, поднятые на вебинаре для отрасли уже не являются новыми — необходимость получения практических знаний, глубокая профориентация и сотрудничество с фармацевтическими компаниями, которые хотели бы получать специалистов, которых не придется «доучивать» или переучивать. Все эти «вызовы времени» хорошо знакомы профессионалам — руководству вузов и преподавателям.
Дискуссия получилась теплой, многопрофильной и включала в себя рассмотрение фармацевтического образования не только в России, но и в союзном государстве — в Белоруссии. Первой слово предоставили Гуриной Наталье Сергеевне, д.б.н., заведующей кафедрой организации фармации, Белорусский государственный медицинский университет (БДМУ). Она познакомила собравшихся с особенностями подготовки специалистов фармацевтической отрасли РБ. Интересно то, что в Республике Беларусь соседствуют как государственные, так и частные аптеки, но при этом право изготавливать лекарства — только у государственных. Имеются также и аптеки при больницах и поликлиниках, но только представленные государством. Лекарства могут предлагаться и на так называемых ФАПах — в сельской и деревенской местности. Здесь на провизора ложатся дополнительные обязанности, часто еще и врача-диагноста, если больница или поликлиника находятся вне зоны быстрой досягаемости.
Куркин Денис Владимирович, директор научно-образовательного института фармации (ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России) поднял актуальный для большинства вузов вопрос ранней профориентации студентов. Ведь чем раньше студент определиться с тем направлением, по которому хочет развиваться, чем раньше выберет созвучную ему тему дипломной работы, тем эффективнее будет проходить подготовка. Он также отметил важность вуза в этой работе — вовлеченности студентов в конференции и круглые столы, повышение их заинтересованности в достижении результата (а не простом получении диплома).
Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток активно поддержали идею семинара. Заместитель директора по управлению персоналом и организационному проектированию Казакова Елена Владимировна, выступила с сообщением, касающимся трендов в обучении фармацевтов и специалистов, которые затем придут на производство. «Образование для разработчиков лекарственных средств, что нужно исправлять и что нужно делать заново? — такой вопрос она подняла в своей презентации. Елена Владимировна рассказала о разработке вакцин от коронавируса, гриппа, производстве туберкулезного аллергена, а также об опыте своей компании и методике «Школа наставничества» (надо сказать, что ее часто используют на производствах). Кадры приходится воспитывать самостоятельно, применяя для этого новые подходы.
Задачей своего выступления Каленикова Елена Игоревна, заведующая кафедрой фармацевтической химии, фармакогнозии и организации фармацевтического дела Факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), профессор, доктор наук (фармацевтическая химия, фармакогнозия) поставила цель познакомить с процессом образования будущих фармацевтов в МГУ и важностью научно-исследовательских работ в процессе формирования специалиста. В 2011 году на государственном уровне университету было позволено перейти на 6-летнюю программу подготовки. Ранее МГУ выпускал студентов после 5 лет обучения на специалитете. Естественно, выполнять Федеральный стандарт в полном объеме в рамках такого срока было сложно и научная подготовка требует дополнительных временных затрат для того, чтобы провизор получил нужные компетенции. Набор и выпуск специалистов с 2011 года проводится с добавлением необходимых разработчикам лекарств предметов (клеточная биология, общая генетика, фармакогенетика). Студенты должны выходить с пониманием того какие процессы происходят в организме и как с помощью лекарств на это можно влиять. Все знания необходимые для будущих конструкторов, разработчиков и испытателей лекарств. Студентов обучают принципам конструирования лекарств и препаратов, а также дают знания по регуляторике. В структуре МГУ присутствует институт регенеративной медицины, результатом действия которого являются лекарственные препараты данной сферы. И многие обучающиеся выбирают этот институт, как место для проведения НИР.
Покровский Вадим Сергеевич, заведующий кафедрой биохимии, Российского Университета Дружбы Народов, заведующий Лабораторией биохимических основ фармакологии и опухолевых моделей НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина МЗ РФ; доктор медицинских наук (онкология, биохимия) выступил и как преподаватель и как непосредственный исполнитель заказов фармацевтических компаний. Он коснулся в докладе специфики разработчиков и их компетенций. «Я не буду говорить о провизорах, но сконцентрируюсь на разработчиках, именно они ответственны за процессы разработки новых лекарств» — подчеркнул он. Ранняя разработка ложится на плечи выпускников химиков, а порой и физиков. Но при этом это специалисты химики-органики, но не ориентированные на производство лекарственных препаратов. «Те базовые специальности, которые у нас есть — это хорошие исследователи, но не производители лекарств» — отметил Вадим Сергеевич. То есть они порой и не представляют, что синтезированное вещество должно потом пройти и другие процессы и превратится в лекарство. При этом есть и другая проблема — выпускники фармацевтических факультетов тоже не слишком хорошо представляют происходящие процессы. Из них готовят или работников аптек, или специалистов, оценивающих качество уже производимых лекарств.
У многих специалистов доклинических исследований отсутствует фокус на лабораторных животных. И в клинические исследования приходят специалисты «лечебного дела», но при этом в вузах отсутствует научно-исследовательский компонент. В вузах не учат их проводить и даже планировать. Регуляторики в этом отношении также нет. Вадим Сергеевич сформулировал те претензии, которые поступают к пришедшей молодежи от рынка разработчиков лекарственных средств: у молодых специалистов нет системности, они не видят всей полноты картины, не понимают регуляторной и медицинской логики разработки, не понимают экономических ограничений и целесообразности разработки. Эти и другие проблемы: устаревшие представления , отсутствие необходимых компетенций в сфере клинических исследований и др. мешают молодым специалистам стать востребованными у фармацевтических компаний и лабораторий.
Завершала программу семинара Джавахян Марина Аркадьевна, Заместитель директора научно-образовательного института фармации МГМСУ им. А.И.Евдокимова, доктор фармацевтических наук с докладом о междисциплинарном подходе при подготовке специалистов в области фармации. Марина Аркадьевна рассмотрела аспекты регуляторики, формирование «нового образа» аптеки, которая будет рассматривать не только лекарственное средство, но и взаимозаменяемость, взаимодействие, особенности.
Практические занятия по фармацевтической технологии включают изготовление лекарственных форм, но при этом студенты далее задают вопрос «А что можно с нею делать?». И вот здесь важна интеграция разных сфер. Рассмотрение и вопросов хранения, законодательства, технологический контроль качества и т.д. Качественный и количественный анализ лекарственной формы. При междисциплинарном подходе можно заинтересовать студентов, расширить их кругозор, заставить их заинтересоваться вопросами создания и реализации лекарств. Трансфер технологий невозможно провести без практических навыков и теоретических знаний. Невозможно провести его без договоренностей с фармацевтическими компаниями и проведением практик на производственных площадок. Необходимо формировать не только основные, но и дополнительные компетенции у студентов.
Встреча прошла продуктивно, также единодушно было принято решение продолжить хорошую традицию и содействовать развитию сотрудничества между вузами, фармацевтическими компаниями, а также получению практических знаний теми, кто составит новую кадровую смену в сфере фармацевтики. Почти все спикеры отмечали, что в стране не хватает профессионалов сферы фармацевтики, они востребованы и их заработная плата обычно выше, чем у других специалистов. Но при этом необходимо менять учебные программы или дополнять их соответственно требованиям дня сегодняшнего.
Все желающие могут посмотреть доклады в записи эфира по ссылке.
При возникновении вопросов или необходимости получения доп. информации: Злотникова Елена тел 89031849714 – asinf.ru