Отраслевой информационный портал
Мы против войны!

Денис Дугин: Иероглиф про будущее для российской фармы

Денис Дугин, директор биомедицинского комплекса «Нанолек», заместитель генерального директора по операционной деятельности и взаимодействию с партнерами, рассказал телеграм-каналу Фарма FM о том, как его департамент провел последние несколько недель. 

Если коротко, вся жизнь пролетела перед глазами, а будущее начало вырисовываться иероглифами.

За прошедшие несколько недель все, кто работает в российской фарме, столкнулись с беспрецедентным количеством проблем:

  • отказ ряда европейских и американских поставщиков от сотрудничества с Россией;
  • их жесткое требование по переходу на полную предоплату;
  • санкции банковской сферы;
  • сужение логистических возможностей и поставщиков этих услуг.

Любая из этих проблем — критична и могла бы привести к остановке производства на нашем заводе и срыву поставок препаратов.

Хорошо, что у нас в «Нанолек» были увеличены запасы сырья и материалов: вместо прежних нормативных 2–3 месяцев сроки доведены до 6–9 месяцев и по отдельным позициям даже больше. Хорошо, что наша команда уже получила отличную тренировку в начале пандемии: все подразделения научились работать активно и слаженно даже в экстремальном режиме. Нам удается избежать срывов в работе. Но запасы на то и запасы, чтобы заканчиваться, а ситуация в закупках и логистике остается тяжелой. В конце марта федеральные СМИ много писали о проблемах с закупками мелованного картона для упаковки лекарств (вот, например, дельная статья в «Коммерсанте»), где я тоже давал комментарии. Но картон — не главная беда. И это стало видно сразу, в начале марта.

Ситуация заставляет нас:

  • быстро находить и согласовывать альтернативы сразу по пяти сотням позиций для закупки, которые ранее были «в запасе» — и по субстанциям, и по реактивам, и по запчастям, и даже по оборудованию;
  • контрактовать поставщиков, о которых ранее даже не знали (обычно завести нового поставщика — это 3–4 месяца, теперь — 2–3 недели);
  • прокладывать логистические маршруты, которые раньше даже не рассматривали — если раньше по ряду маршрутов мы могли работать с одним видом транспорта, то теперь на одном маршруте мы вынуждены использовать фуру, паром или самолет, а потом снова фуру;
  • легко принимать варианты оплаты, при упоминании которых раньше просто улыбались, — могли ли мы еще пару месяцев назад представить, что будем платить в юанях или рупиях?

При этом никто не отменял основных вещей: строгого контроля как со стороны государства, так и со стороны наших партнеров, с которыми мы сотрудничаем в рамках контрактного производства. А это крупные международные концерны, которые готовы продолжать работу в России и сотрудничать с нами. И мы не можем их подвести или обмануть. У них есть четкие требования по используемым компонентам и поставщикам, которые мы строго соблюдаем. Поэтому у нас максимально ограничены возможности для маневра.

Мы ищем, выгрызаем, выдергиваем, придумываем, уговариваем. Ряд компаний отказались работать с РФ или же взяли длительную паузу по сотрудничеству. Приходится доказывать свою «чистоту» каждому поставщику. У нас основными аргументами являются наша гуманитарная миссия, прозрачность, открытость и невключение поставок для фарминдустрии в санкционные списки (хотя это не всегда срабатывает). Сейчас сошла эмоциональная волна первых недель, начали возвращаться благоразумие и холодный расчет, и практически все поставщики вернулись к сотрудничеству с нами. Хотя и на новых условиях: предоплата, работа только через конкретные банки, поставка только для производства и для потребления внутри РФ, самовывоз, более длительные сроки поставок из-за новых логистических маршрутов. Остаются и отдельные «сомневающиеся» производители, которым мы ищем правильную замену.

Дивным новым миром для нас стал Китай, который из Поднебесной перевоплотился в землю обетованную. Мы с надеждой смотрим на китайских производителей и поставщиков, эта дорога займет не один месяц, а может, и годы, но это правильный путь. Из специфики работы с китайскими производителями и продавцами — нужно уметь думать и говорить на их родном языке и быть с ними в оперативном контакте (в одном часовом поясе). Имеет смысл наладить партнерство с китайской дистрибьюторской или логистической компанией, имеющей русскоговорящих сотрудников, или наоборот — с российской компанией с китайскими корнями и работниками. При выборе партнера также важно, чтобы у компании был собственный офис в Китае и продажно-логистические точки доставки (к примеру, в Казахстане).

В остальном с китайцами надо строить работу так же, как и с другими международными партнерами. В самом начале сотрудничества определить процесс взаимодействия и коммуникации, договориться по оплатам за услуги и по валюте, расставить приоритеты (что ищем в первую очередь), проработать логистические маршруты (море, авиа, ж/д, авто и через какие страны), систему отчетности и контроля. Не нужно сразу заказывать все требуемое количество у нового поставщика. Возьмите пробный объем и протестируйте работу с ним.

Мы заняты очень важным делом: защищаем жизни и здоровье людей, делая лучшие мировые технологии доступными каждому. Так записано в миссии «Нанолек». И мы просто обязаны сделать все возможное, чтобы обеспечить производство и поставку лекарственных препаратов. И мы это сделаем.

spot_img

Экспертные материалы