В рамках последнего пленарного заседания осенней сессии 24 декабря Государственная Дума приняла, это произошло сразу во втором и третьем чтениях, законопроект о биологической безопасности в Российской Федерации. Документом определяется комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.
В документе дается ряд определений и понятий, относящихся к сфере биобезопасности, в том числе:
Биологическая безопасность — состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска.
Биологическая угроза (опасность) — наличие потенциально опасных биологических объектов, а также наличие внутренних (находящихся на территории Российской Федерации) и внешних (находящихся за пределами территории Российской Федерации) опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня биологического риска.
Устойчивость к лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам (резистентность) — способность патогенов и вредных организмов растений противостоять воздействию лекарственных, химических и (или) биологических средств.
Документ закрепляет право граждан на охрану здоровья и охрану окружающей среды от опасных биологических факторов, на получение от органов власти, а также от соответствующих организаций «информации о состоянии защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, о принимаемых мерах, направленных на такую защиту, на предотвращение биологических угроз».
Законопроект в области обеспечения химической и биологической безопасности подготовлен на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Подготовка законопроекта осуществлялась рабочей группой при Комитете Госдумы по охране здоровья. Оценивались существующие и потенциальные риски, анализировались предпринимаемые меры и их эффективность. После первого чтения законопроект был доработан вместе с государственно-правовым управлением президента, аппаратом правительства, Минздравом, Минпромторгом и Минсельхозом, – рассказала на заседании Госдумы первый зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Наталья Санина.
В целях снижения уровня распространения инфекционных болезней, вызываемых возбудителями, обладающими резистентностью, предполагается проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, а также разрабатывать методы, технологии и средства профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней, в том числе:
- биологические лекарственные препараты, включая иммунобиологические и биотехнологические лекарственные препараты, а также лекарственные препараты, медицинские изделия и биомедицинские клеточные продукты, подавляющие отдельные свойства патогенов;
- дезинфекционные средства, не содержащие компоненты, способствующие формированию устойчивости микроорганизмов к химическим и (или) биологическим средствам.
Также будут введены ограничения на отпуск и реализацию лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами и условно-патогенными микроорганизмами, в целях исключения их применения при отсутствии медицинских показаний.
Будет более подконтрольна продажа антибиотиков населению. Вопрос антибиотикорезистентности сегодня очень остро строит. Когда продажа антибиотиков подпрыгивает в десятки раз, что даже фармацевтическая промышленность не справляется с объемами производства, это ненормально, — сказал член комитета Госдумы по охране здоровья и один из авторов поправок к проекту Александр Петров.
В законе также прописано, что будет установлен запрет на использование фармацевтических субстанций при разведении, выращивании и содержании животных, а также запрет на применение лекарственных препаратов, предназначенных для лечения инфекционных и паразитарных болезней животных, вызываемых патогенными микроорганизмами и условно-патогенными микроорганизмами, без клинического подтверждения диагноза, а также запрет на продолжение применения таких препаратов при отсутствии эффективности лечения (за исключением случаев, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию).