С 1 сентября 2023 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 317-ФЗ [1].
В соответствии с частью 2 статьи 52_2., перед вводом в гражданский оборот каждой серии ввозимого (перемещаемого) в Российскую Федерацию лекарственного препарата для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения, организация, осуществляющая ввоз (перемещение) лекарственного препарата для ветеринарного применения в Российскую Федерацию, должна будет представить в уведомительном порядке в Россельхознадзор документы и сведения — в том числе подтверждение лица, уполномоченного держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения, соответствия лекарственного препарата для ветеринарного применения требованиям, установленным при его государственной регистрации. В этой статье мы попробуем разобраться в том, какие требования предъявляются к этому лицу и какие обязанности оно должно будет выполнять.
WANTED!
В связи с тем, что до вступления в силу порядка ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для ветеринарного применения осталось всего семь месяцев, организациям-импортерам уже нужно иметь перечень требований и обязанностей, на основании которого они могут начать процесс внутреннего или внешнего поиска работника для выполнения новой роли. Давайте рассмотрим информацию, которая известна на сегодняшний день.
Для того, чтобы не путать лицо, уполномоченное держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения с уполномоченным лицом (УЛ) производителя лекарственных средств для ветеринарного применения и для краткости, в этом материале мы будем называть его лицом, уполномоченным держателем или владельцем РУ.
Стаж работы и образование
В соответствии с частью 4 статьи 52_2. Федерального закона от 02.07.2021 г. № 317-ФЗ [1], лицо, уполномоченное держателем или владельцем РУ, должно иметь стаж работы не менее чем пять лет в области производства и (или) контроля качества лекарственных средств либо в области мониторинга эффективности и безопасности лекарственных препаратов для ветеринарного применения, проводимого держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения либо уполномоченным ими юридическим лицом, высшее образование соответственно по одной из специальностей и (или) одному из направлений подготовки: биология, биотехнология, ветеринария, ветеринарно-санитарная экспертиза, клиническая медицина, радиационная, химическая и биологическая защита, фармация, фундаментальная медицина, химическая технология, химия.
Аттестация
В соответствии с частью 4 статьи 52_2. Федерального закона от 02.07.2021 г. № 317-ФЗ [1], лицо, уполномоченное держателем или владельцем РУ, должно быть аттестовано в установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядке.
Порядок аттестации лица, уполномоченного держателем или владельцем РУ (заявителя), утвержден Приказом Минсельхоза России от 10.11.2022 г. № 795 [2], который вступит в силу с 1 сентября 2023 года. В соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации, заявитель должен будет пройти тестовый контроль знаний, который предусматривает выполнение тестовых заданий в течение ста двадцати минут и признается пройденным при условии выполнения не менее семидесяти процентов от общего объема тестовых заданий и соблюдения требований, установленных настоящим пунктом. Тестовые задания включают в себя пятьдесят вопросов, касающихся требований Правил надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice, GMP), а также требований к регистрационному досье на лекарственный препарат для ветеринарного применения. При прохождении тестового контроля знаний не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, портативных персональных компьютеров и иных средств хранения и передачи информации.
Перечень тем вопросов, включенных в тестовые задания, а также нормативных правовых актов, знание которых необходимо для выполнения тестовых заданий, подлежит опубликованию на официальном сайте Минсельхоза ежегодно не позднее 31 января.
В декабре 2022 года Департамент ветеринарии Минсельхоза России ответил на обращение Союза предприятий зообизнеса (СПЗ), содержащее ряд вопросов к Порядку аттестации лица, уполномоченного держателем или владельцем РУ. В частности, Департамент ветеринарии ответил, что на официальном сайте Минсельхоза России в разделе «Департамент ветеринарии» во вкладке «Отраслевая информация» [3] будет размещен новый подраздел «Аттестация лица, уполномоченного держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения», где будет размещена актуальная информация по проведению аттестации, а также образец заявления для прохождения аттестации. В целях соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 317-ФЗ [1], проведение аттестации будет организовано досрочно, о готовности к ее проведению Департамент ветеринарии сообщит дополнительно.
Обязанности
Исходя из части 2 статьи 52_2. Федерального закона от 02.07.2021 г. № 317-ФЗ [1], основной обязанностью лица, уполномоченного держателем или владельцем РУ, должно быть подтверждение соответствия лекарственного препарата для ветеринарного применения требованиям, установленным при его государственной регистрации.
На сегодняшний день отсутствует какая-либо дополнительная информация или разъяснения по этому вопросу.
Далее мы рассмотрим примеры текущей практики подтверждения соответствия при ввозе лекарственных препаратов для медицинского применения в Российскую Федерацию, а также практики сертификации и подтверждения в других странах.
ТЕКУЩАЯ ПРАКТИКА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРИ ВВОЗЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Порядок ввода в гражданский оборот лекарственных средств для медицинского применения был введен в действие с 29 ноября 2019 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.11.2018 г. № 449-ФЗ [4].
В соответствии с частью 2 статьи 52_1., перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии ввозимого в Российскую Федерацию лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, организация, осуществляющая ввоз лекарственного препарата в Российскую Федерацию, представляет в Росздравнадзор документы и сведения — в частности, подтверждение представителя организации, осуществляющей ввоз лекарственного препарата в Российскую Федерацию и уполномоченной иностранным производителем лекарственных средств, соответствия ввозимого лекарственного препарата требованиям, установленным при его государственной регистрации.
На сайте Росздравнадзора в разделе «Лекарственные средства» размещена рубрика «Ввод в гражданский оборот лекарственных средств», где опубликованы разъяснения по вопросам ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения. В частности, здесь размещено Информационное письмо Росздравнадзора от 28.11.2019 г. № 01И-2906/19 [5], в котором представитель организации, осуществляющей ввоз лекарственного препарата в Российскую Федерацию и уполномоченной иностранным производителем лекарственных средств, для краткости назван представителем импортера, уполномоченного иностранным производителем лекарственных средств.
Импортер может быть уполномочен посредством типовой доверенности или в соглашении по качеству с производителем, которое является неотъемлемой частью основного договора. Иностранный производитель лекарственного препарата может уполномочить непосредственно конкретного представителя импортера (физическое лицо) или организацию, осуществляющую ввоз лекарственного препарата в России, а руководитель импортера локально выдает доверенность своему сотруднику.
«Правилами надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза», утвержденными Решением Совета ЕЭК от 03.11.2016 г. № 80 [6], установлено требование о наличии в организации, осуществляющей оптовую торговлю лекарственными средствами, системы качества. Руководством организации назначается ответственное лицо, наделенное полномочиями и обязанностями для обеспечения внедрения и поддержания в актуальном состоянии системы качества. В соответствии с Распоряжением Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 г. № 136 [7], уполномоченное иностранным изготовителем лицо — выступающее заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции путем оформления доверенности или заключения договора в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС. Таким образом, в рамках Федерального закона от 28.11.2018 г. № 449-ФЗ [4] ответственность уполномоченного представителя дистрибьютора за качество ввозимых лекарственных препаратов должна оформляться в соответствующем договоре или доверенности от иностранного держателя регистрационного удостоверения, производителя.
В Информационном письме Росздравнадзора от 28.11.2019 г. № 01И-2906/19 [5] говорится о том, что в настоящее время отсутствуют требования к образованию и стажу работы указанного представителя дистрибьютора. Однако, из характера проводимых им работ и налагаемой ответственности, он должен обладать необходимой информацией и быть осведомленным по вопросам качества лекарственных препаратов и требований, предъявляемых к документации по качеству.
При наличии в договоре с иностранным производителем пунктов, определяющих ответственность дистрибьютора за принятие претензий по поставляемым товарам, приказом по организации может быть назначено лицо, ответственное за комплекс установленных мероприятий по приемке товара и подтверждение его качества.
Обязанностью представителя импортера, уполномоченного иностранным производителем лекарственных средств, является подтверждение соответствия ввозимого лекарственного препарата требованиям, установленным при его государственной регистрации.
Данное подтверждение должно содержать информацию, необходимую и достаточную для идентификации данной серии (партии) лекарственного препарата, а также для организации, при необходимости, испытаний качества образцов серии или партии данного лекарственного препарата требованиям нормативной документации, на основании которой данный лекарственный препарат был произведен и выпущен в гражданский оборот. Рекомендуемый перечень информации, содержащейся в подтверждении, приведен в Информационном письме Росздравнадзора от 28.11.2019 г. № 01И-2906/19 [5].
Помимо информации о лекарственном препарате подтверждение должно содержать информацию, позволяющую идентифицировать ответственное лицо дистрибьютора и его полномочия (ФИО, номер и дата доверенности либо другого документа, определяющего его полномочия). Номер подтверждения формируется произвольно согласно стандартной операционной процедуре, утвержденной в организации. Номер подтверждения должен однозначно идентифицировать выданное подтверждение.
ТЕКУЩАЯ ПРАКТИКА СЕРТИФИКАЦИИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРИ ИМПОРТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ДРУГИЕ СТРАНЫ
Европейский союз
Для импорта продукции в ЕС оптовые дистрибьюторы, получающие лекарственные препараты из третьих стран, должны иметь лицензию производителя/импортера (Manufacturer/Importer Authorisation, MIA) для площадки, где происходит сертификация уполномоченным лицом и физический импорт. MIA также требуется, если место, где проводится сертификация серии, отличается от места, где физически получен импортируемый продукт.
В качестве держателей MIA импортеры должны придерживаться стандартов GMP, что включает в себя создание фармацевтической системы качества, наличие достаточного персонала и рабочих мест для соответствующей деятельности, надлежащее планирование обработки претензий и отзывов, а также внедрение протоколов для управления цепями поставок.
Уполномоченное лицо, сертифицирующее серию, должно гарантировать, что все лекарственные препараты для медицинского применения, ветеринарного применения и клинических исследований, которые импортируются в ЕС из третьей страны, были произведены в соответствии с Руководством EU GMP или признанными эквивалентными стандартами, соответствуют требованиям регистрационного досье и прошли испытания при импорте в ЕС. Ответственному за УЛ-сертификацию и подтверждение (Responsible for QP Certification or Confirmation) держателя MIA должна быть предоставлена полная документация на серию. Более подробно требования к документации изложены в разделе 5 Приложения 21 к EU GMP [8].
О сертификации серий, ввозимых на территорию стран ЕС, написал доцент Кафедры промышленной фармации ПМГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Мешковский в своей статье «Порядок выпуска серий лекарственных продуктов в соответствии с требованиями Евросоюза» [9].
УЛ импортера должно владеть детальными знаниями об особенностях производства и контроля качества сертифицируемых препаратов, а также о системе качества производителя несмотря на то, что находится на расстоянии, иногда значительном, от процесса производства. Подобные знания УЛ получает путем проведения аудитов соответствующих производственных площадок. Аудиты могут выполняться самим УЛ, другими сотрудниками предприятия-импортера, например, ответственными за производство и контроль качества. Допускается проведение аудитов сторонними аудиторскими компаниями в порядке аутсорсинга. В последнем случае необходимо оформление контракта между заказчиком и исполнителем в соответствии с детально сформулированными правилами.
Одним из источников необходимых УЛ знаний являются регистрационные досье сертифицируемых препаратов. УЛ импортера должно иметь доступ к соответствующим разделам регистрационного досье импортируемых препаратов: общему обзору по качеству Модуля 2 и Модулю 3 Общего технического документа. В этих документах должны быть отражены не только особенности технологии и анализа лекарственных средств, но и общая стратегия контроля, избранная для того или иного препарата на этапе его разработки.
Великобритания
С 1 января 2021 года оптовый дистрибьютор в Великобритании может импортировать УЛ-сертифицированные лекарственные препараты из Европейской экономической зоны только при условии проведения определенных проверок ответственным лицом (за импорт) (Responsible Person (import), RPi). Это лицо описано в Регламенте 45AA [10].
В 2020 году Агентство по регулированию лекарственных средств и изделий медицинского назначения Великобритании (The Medicines and Healthcare products Regulatory Agency, MHRA) опубликовало Руководство «Выполнение обязанностей ответственным лицом (за импорт)» (Guidance Acting as a Responsible Person (import) [11]). В Руководстве описывается роль ответственного лица (за импорт) и то, как стать RPi.
RPi должно обеспечить наличие письменных доказательств того, что каждая серия продукции прошла УЛ-сертификацию в соответствии с требованиями статьи 51 Директивы 2001/83/EC [12]. Лицо, указанное в качестве RPi в лицензии на оптовую продажу (Wholesale Distribution Authorisation, WDA(H)), играет важную роль в обеспечении контроля лекарственных препаратов. Чтобы претендовать на эту роль, необходимо обучение и понимание индустрии, где RPi несет юридическую ответственность за обеспечение того, чтобы серии разрешенных лекарственных препаратов, импортируемых из включенных в список стран, были должным образом сертифицированы до размещения на рынке Великобритании.
RPi отвечает за внедрение системы для держателя WDA(H) в целом. Нет требования, чтобы для каждой площадки держателя WDA(H) было указано свое собственное RPi. Это лицо не обязано быть сотрудником держателя лицензии, но должно быть постоянно на связи. Если оно не является сотрудником, то между держателем лицензии и RPi должен быть заключен письменный договор, в котором указываются ответственность, обязанности, полномочия и время пребывания на площадке. RPi должно быть резидентом Великобритании.
Требования к квалификации, опыту и членству RPi в профессиональных организациях установлены в Регламенте 45AA [10]. Приемлемой квалификацией является диплом, сертификат или другое подтверждение формальной квалификации, присуждаемой по окончании университета или другого курса высшего образования в области фармации, химии, медицины, биологии или родственных наук. Другая квалификация также может быть приемлемой, она проверяется в процессе подачи заявки.
Необходимо продемонстрировать (например, предоставив биографические данные) наличие как минимум двухлетнего опыта выполнения функций ответственного лица в соответствии с Регламентом 45. Свидетельства о выполнении других функций, например роль в обеспечении качества у производителя фармацевтической продукции, также могут считаться эквивалентными.
Приемлемым членством в профессиональных организациях являются: Королевское общество биологии, Королевское фармацевтическое общество, Фармацевтическое общество Северной Ирландии, Королевское химическое общество. Другие профессиональные ассоциации могут быть приемлемы, они проверяются в процессе подачи заявки.
Безусловно, представленные выше примеры весьма специфичны и могут быть использованы только для ознакомления и понимания уже действующих практик для разных видов продукции и в разных странах.
Организациям-импортерам лекарственных препаратов для ветеринарного применения рекомендуется следить за информацией на официальном сайте российского регулятора, чтобы соответствовать новым требованиям и быть готовыми к вступлению в силу порядка ввода лекарственных препаратов в гражданский оборот.
Представленный материал подготовлен с использованием данных, актуальных на 30.01.2023. В случае получения новых или дополнительных данных статья может быть обновлена.
ССЫЛКИ:
- Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов / Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». URL: https://docs.cntd.ru/document/607142404 (дата обращения 30.01.2023)
- Официальный интернет-портал правовой информации / Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.11.2022 № 795 «Об утверждении Порядка аттестации лица, уполномоченного держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для ветеринарного применения». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211290041 (дата обращения 30.01.2023)
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации / Департаменты / Департамент ветеринарии / Отраслевая информация. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-veterinarii/industry-information/ (дата обращения 30.01.2023)
- Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов / Федеральный закон от 28.11.2018 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения». URL: https://docs.cntd.ru/document/551782075 (дата обращения 30.01.2023)
- Росздравнадзор / Лекарственные средства / Ввод в гражданский оборот лекарственных средств / Информационное письмо от 28.11.2019 № 01И-2906/19. URL: https://roszdravnadzor.gov.ru/drugs/circulation/documents/64298 (дата обращения 30.01.2023)
- Евразийский экономический союз / Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 г. № 80 «Об утверждении Правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411930/cncd_21112016_80 (дата обращения 30.01.2023)
- Евразийский экономический союз / Распоряжение Коллегии № 136 Евразийской экономической комиссии от 06.08.2019 г. № 136 «О проекте решения Евразийского межправительственного совета «О единообразном применении понятия «уполномоченное изготовителем лицо» в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01222706/clco_09082019_136 (дата обращения 30.01.2023)
- The rules governing medicinal products in the European Union — Volume 4 — EU Guidelines for Good Manufacturing Practice for Medicinal Products for Human and Veterinary Use / Annex 21 — Importation of medicinal products. URL: https://health.ec.europa.eu/system/files/2022-03/vol4_annex21_en.pdf (дата обращения 30.01.2023)
- ФАРМПРОМ / Материалы экспертов / Порядок выпуска серий лекарственных продуктов в соответствии с требованиями Евросоюза. URL: https://pharmprom.ru/poryadok-vypuska-serij-lekarstvennyx-produktov-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-evrosoyuza/ (дата обращения 30.01.2023)
- gov.uk / The Human Medicines (Amendment etc.) (EU Exit) Regulations 2019 / Insertion of new regulations 45AA and 45AB (responsible persons: import). URL: https://www.legislation.gov.uk/ukdsi/2019/9780111179185/regulation/37 (дата обращения 30.01.2023)
- UK / Manufacturing, wholesaling, importing and exporting medicines / Guidance Acting as a Responsible Person (import). URL: https://www.gov.uk/guidance/acting-as-a-responsible-person-import (дата обращения 30.01.2023)
- EMA / Directive 2001/83/EC of the European Parliament and of the Council of 6 November 2001 on the Community code relating to medicinal products for human use.URL: https://www.ema.europa.eu/en/documents/regulatory-procedural-guideline/directive-2001/83/ec-european-parliament-council-6-november-2001-community-code-relating-medicinal-products-human-use_en.pdf (дата обращения01.2023)