Восприятие цвета каждым человеком индивидуально. Поэтому для входного контроля качества цветопередачи важно использовать унифицированные методы и инструменты, которые позволят избежать разночтений, перевести работу с цветом в управляемые условия. Последний фактор имеет большое значение для цветовой воспроизводимости полиграфических упаковочных материалов. Об этом рассказала начальник отдела контроля качества АО «ПРОМИС» Галина Демина на вебинаре «Внедрение инструментального контроля цвета в процесс входного контроля полиграфической продукции».
Мероприятие, которое прошло 30 ноября, собрало руководителей и сотрудников отделов контроля качества фармацевтических компаний.
В начале доклада Галина Демина развеяла распространенный миф о том, что пантонный веер может являться инструментом и эталоном для целей контроля качества цветопередачи.
«Пантонный веер нельзя применять для контроля цвета, так как он сам является продуктом офсетной печати. Из-за этого даже в рамках одной партии напечатанных вееров будут встречаться отличия и воспроизвести именно эти цвета при других условиях печати будет затруднительно. Кроме этого, они могут стареть: цвета будут выгорать, желтеть, меняться», – отметила Галина Демина.
Как же можно стандартизировать ощущение цвета, чтобы при контроле качества полиграфической продукции не возникало разночтений? Эксперт выделила четыре способа:
- Экранная цветопроба. За эталон принимается экран, характеристики которого стандартизируются.
- Цифровая цветопроба. Применяется только для печати CMYK.
- Печатная проба или лист идентификации. Берется образец тиражной продукции, который будет считаться эталоном. Этот метод позволяет учесть производственные процессы, материалы и послепечатную обработку продукции.
- CxF-файл. Это самый универсальный электронный способ передать информацию о цвете и воспроизвести его одинаково на всех устройствах.
Есть три характеристики, которые важно учитывать при контроле цвета:
- Источник света и его температура. За стандарт при контроле цвета принят D50 (прямой солнечный свет с цветовой температурой 5000 К).
- Наблюдатель или глаз. Для полиграфии стандартный наблюдатель — два градуса.
- Характеристики самого объекта офсетной печати. Цвет зависит от вида картона, используемых колорантов и послепечатной отделки.
Галина Демина отметила, что при работе с цветом важно понимать – электронные библиотеки не являются панацеей. Не все желаемые цвета содержатся в них, и не все можно воспроизвести на полиграфическом производстве: имеющиеся в природе колоранты не могут полностью воссоздать цвет Pantone на требуемой подложке. В этом случае лучшим решением станет принятие за эталон оцифрованного с физического образца CxF-файла. Это позволит учесть особенности воспроизведения цвета на выбранном материале с помощью красок и лаков.
Вторую часть выступления эксперт посвятила инструменту для контроля цвета – спектрофотометру.
Прибор измеряет координаты цвета в системе CIE L*a*b* и рассчитывает цветовое отклонение изготовленной продукции от заданного заранее образца по математической формуле ∆Е. Величину допустимого значения цветового отличия можно определить, опираясь на исследования экспертов по таблице диапазонов значений.
Особенности использования спектрофотометра:
- Некорректно оцифровывать цвет с послепечатной отделкой в виде лаков с эффектами матовый, твин и софт-татч.
- Металлизированные пантоны (смесевые краски) не поддаются оцифровке.
- Измерять можно только 100% запечатку цветом. Нельзя измерять растровые зоны.
- Зона запечатки должна быть не меньше площади аппертуры спектрофотометра. Мелкие элементы и текстовая информация контролируются только визуально.
Для тех, кто еще не использует инструментальный контроль цвета, эксперт разработала «Дорожную карту по вводу в эксплуатацию спектрофотометра» с подробной инструкцией по настройке прибора и особенностям работы с ним. Получить ее вместе с презентацией спикера можно, перейдя по ссылке.