Отраслевой информационный портал

Обеспечение сохранности от кражи фармацевтических грузов

По оценкам экспертов процент кражи грузов лекарственных средств при транспортировке относительно невысок и уступает аналогичным показателям в отношении грузов электроники, бытовой техники и товаров народного потребления. Это связано прежде всего с невысокой ликвидностью лекарственных средств на черном рынке.

Олег Купленский
Автор материала: Олег Купленский, Директор по развитию бизнеса, Avesta Pharmaceuticals, LLC

Действительно, без наличия хорошо организованной преступной группы реализовать похищенные лекарственные средства довольно затруднительно. А система мониторинга движения лекарственных средств (МДЛП), которая стартовала в России с 01 июля 2020 года, грозит свести на нет все незаконные перемещения лекарственных средств. Означает ли это что можно не беспокоиться о сохранности фармацевтических грузов при перевозках? Конечно же нет. И для этого есть много причин. Перечислю лишь несколько:

  • Похищенные лекарственные средства могут представлять угрозу жизни и здоровью людей. Не стоит рассчитывать, что похитители хорошо знакомы с условиями хранения и правилами GDP и обеспечат хранение такого груза в надлежащих условиях. По этой причине есть риск, что лекарственные средства могут утратить свои потребительские качества, а в отдельных случаях просто стать опасными для применения.
  • Кража лекарственных средств может привести к невыполнению контрактных обязательств и убыткам организации. Лучше, если грузы лекарственных средств будут застрахованы от хищения. При наступлении страхового случая стоимость похищенного груза полностью компенсирует страховая компания. Однако такая компенсация далеко не полностью покрывает возможные убытки, так как зачастую похищенный товар нечем заменить – производство работает по утвержденному плану и выпуск излишков продукции не предусмотрен. Таким образом срывается выполнение контрактов, что влечет за собой финансовые и репутационные риски.
  • Факт кражи фармацевтических грузов может негативно сказаться на репутации компании, так как ставит под сомнение правильность мер, принимаемых для обеспечения безопасности бизнеса и достаточной осмотрительности при выборе подрядчиков, в случае если утрата груза произошла при нахождении груза в распоряжении подрядной организации.

На протяжении цепи поставки лекарственных средств кража товаров может произойти на этапе транспортировки и при хранении товаров на складе.

Самым уязвимым для кражи видом транспортировки грузов является автомобильный транспорт. И именно этим видом транспорта осуществляется значительное количество перевозок лекарственных средств. Наличие специальных средств защиты является основным фактором защиты груза от хищения.

На втором месте по частоте совершаемых краж при транспортировке грузов стоит железнодорожный транспорт. По сравнению с автомобильными перевозками, такие перевозки более защищены. Остановки осуществляются только на станциях, остановки в пути практически отсутствуют, однако возможность совершения кражи также не исключена. Доля железнодорожного транспорта в перевозках грузов лекарственных средств существенно меньше, чем доли перевозок другими видами транспорта.

Перевозка грузов морским транспортом защищена еще более серьезно. Как правило, морские порты являются стратегическими объектами, которые достаточно серьезно охраняются и имеют высокий уровень защиты от грабежей. В открытом море кража грузов из контейнеров маловероятно, в силу специфики размещения морских контейнеров на контейнеровозе. Далее морской Ёконтейнер, как правило, разгружается уже на складе грузополучателя, после завершения всех таможенных процедур.

Самым защищенным видом транспортировки грузов можно считать авиационный транспорт. Благодаря усиленным мерам авиабезопасности кража при авиаперевозках практически невозможна.

При хранении на складе кражи лекарственных средств в основном совершают работники складов.

Ниже приводятся самые распространенные способы хищения на складах:

  • Прямой вынос

Вынос лекарственных препаратов со склада работником склада через пост охраны. Таким способом можно вынести незначительное количество мелких упаковок. Однако ущерб от такого вида хищения сильно зависит от стоимости товара, ведь цена одной упаковки может достигать нескольких тысяч долларов. Вынос в сговоре с охраной Этот способ хищения существенно опаснее предыдущего так как объем похищенного может быть значителен.

  • Маскируемый вынос

Еще один способ хищения, когда товар маскируется мусором (остатки картонных коробов, стрейч-пленки и скотча) и вывозится со склада. Мусор вместе с похищенным товаром перемещается в неохраняемую и слабо контролируемую зону склада, где хранятся отходы складского производства. Далее похищенный товар вывозится со склада под видом макулатуры или отходов пластика.

  • Смена упаковки

Этот способ хищения осуществляется путем смены упаковки, для маскировки более дорого товара под более дешевый. Часто этот способ хищения предусматривает сговор складского работника с клиентом. Этот способ хищения не столь распространен так как достаточно сложен в организации – злоумышленникам необходимо найти место на складе для переупаковки лекарственных средств, а использование современных информационных систем управления складом (WMS), адресное хранение и интенсивное товародвижение позволит быстро обнаружить недостачу товаров на складе.

Независимо от области применения – транспорт или склад – все меры по обеспечению сохранности грузов лекарственных средств можно разделить на две категории – организационные меры и технические средства.

Организационные меры контроля за сохранностью лекарственных средств подразумевают тщательное изучение всех бизнес-процессов, входящих в состав цепи поставки, для выявления уязвимостей. Далее производится оценка степени риска по найденным уязвимостям. В зависимости от оценки бизнес-процессы цепи поставок в той или иной степени подлежат изменениям.

В качестве примера организационных мер контроля при транспортировке грузов лекарственных средств автомобильным транспортом можно привести детальную разработку маршрута следования грузового автомобиля. Выбор наименее продолжительного маршрута, пролегающего по крупным транспортным магистралям, минимизация остановок или стоянок на пути следования автомобиля, например, когда экипаж состоит из двух водителей, работающих посменно – все эти меры способствуют снижению вероятности кражи лекарственных средств в процессе перевозки.

На складе, в качестве примера таких организационных мер контроля можно привести пример организации сбора и утилизации мусора, образующегося в процессе работы склада (остатки картонных коробов, стрейч-пленки, пластика и т.п.). Для более компактного хранения и снижения транспортных затрат на вывоз мусора, в отдельно зоне склада устанавливается специальный пресс. Поскольку 90 % мусора это картонные упаковки, их достаточно легко прессовать. Зона обработки мусора должна быть огорожена сеткой, чтобы сотрудники склада могли наблюдать работу пресса. Мусор сжимается таким образом, что сохранить в нем похищенный товар (помните пример хищения на складе – маскировочный вынос?) практически невозможно.

И еще один пример организационной меры контроля за сохранностью лекарственных средств, универсальной для всех участков цепи – материальная ответственность сотрудников, задействованных в процессе перевозки, хранения или складской обработке лекарственных средств. Введение материальной ответственности дисциплинирует сотрудников и способствует снижению уровня хищений.

В одной статье невозможно описать все многообразие технических средств обеспечения сохранности лекарственных средств, поэтому остановимся на основных решениях, которые наиболее распространены.

Технические средства контроля грузового отсека автомобиля

К этой категории технических средств прежде всего относятся пломбы (в том числе пломбы с модулем GPS), датчики и аналогичное оборудование. В большинстве случаев лекарственные средства не перевозятся тентованными автомобилями, а борт изотермического кузова или рефрижератора сложно сломать ручными инструментами. По этой причине чаще всего грабители попадают в грузовые отсеки таких машин через ворота. Они срывают пломбы и ломают несложные запорные механизмы. Таким образом обычная пломба является пассивной защитой груза и обеспечивает лишь доказательство незаконного проникновения в грузовой отсек. Чтобы защитить груз от хищения достаточно установить любой аналоговый или цифровой датчик положения дверей. Подойдут также индуктивные датчики положения дверей. Более бюджетное решение – магнитоконтактные извещатели. Колба крепится на дверь прицепа, а под потолком, в воротном портале ставится магнит. При открытии дверей чувствительный элемент выходит из магнитного поля и его контакты либо размыкаются, либо замыкаются (в зависимости от конструкции) и подается сигнал о несанкционированном проникновении в грузовой отсек.

В зависимости от установленной на автомобиле системы безопасности сигнал от датчиков положения дверей незамедлительно поступает либо водителю, либо диспетчеру транспортной компании. В последнем случае могут отправляться также точные координаты грузовика, скорость, дата и время. Как правило водитель также информируется о происходящем.

С помощью специального алгоритма можно настроить голосовые подсказки водителю о том, что делать в данной ситуации. Дополнительно можно подключить функцию автоматического информирования правоохранительных органов.

Электронные навигационные пломбы – техническое средство контроля за сохранностью груза, частично комбинирующее в себе функционал обычной пломбы (контроль вскрытия грузового отсека автомобиля) и функционал системы безопасности, так как в случае несанкционированного удаления пломбы передает сигнал тревоги. Электронные навигационные пломбы пока не получили широкого распространения в связи с достаточно высокой ценой и сложноконтролируемым ресурсом работы.

Технические средства контроля за перемещением грузового автомобиля

К этой категории технических средств относится многообразие систем, позволяющих определить местонахождение автомобиля путем получения данных о его геолокации через системы GPS и Глонасс. Такие системы с определенной периодичностью получают координаты нахождения машины и сравнивать эти данные с запланированным маршрутом машины. В случае отклонения машины от маршрута запускается алгоритм действий по проверке причин отклонения и предотвращения кражи груза. В различных компаниях такой алгоритм может быть свой, но есть несколько общепринятых действий – экстренная связь с водителем, проверка его безопасности или адекватного состояния. Современные технические средства позволяют легко справиться с этими задачами. При работе с транспортной компанией рекомендуется уточнить как работает система контроля за перемещением машин в части передачи данных о геолокации. Такую передачу может осуществлять стационарный передатчик, установленный в машине. Если при перевозке используется прицеп, то лучше всего разместить такой передатчик в грузовом отсеке прицепа. Наименее предпочтителен случай, когда для контроля геолокации машины на мобильный телефон водителя устанавливается приложение, выполняющее функцию передатчика данных. В моей практике был случай, когда злоумышленники завладели телефоном водителя и на легковой машине некоторое время ехали по маршруту следования груза, в то время как машина, перевозящая груз, была похищена и где-то разгружена. О том что груз украден стало известно спустя несколько часов с момента совершения преступления. Это произошло потому, что система безопасности долгое время продолжала получать информацию с телефона водителя, захваченного злоумышленниками.

Технические средства контроля за сохранностью лекарственных средств на складе

На первый взгляд кажется, что бороться с хищениями на складе проще чем предотвратить кражу при транспортировке – лекарственные средства находятся в помещении складе, где легко контролировать ситуацию. Тем не менее ассортимент технических средств контроля, предназначенных для размещения на складе, достаточно обширен. Ниже приведено несколько примеров таких решений.

  • Система видеонаблюдения

В зависимости от комплектации и интенсивности работы склада система видеонаблюдения позволяет как фиксировать, так и предотвращать кражи лекарственных средств. Система не должна иметь слепых зон, камеры должны быть хорошего разрешения и иметь возможность передавать хорошее изображение при недостаточном освещении. Записи с камер видеонаблюдения должны помещаться в архив, рассчитанный на установленный срок хранения (обычно не менее 3 месяцев). Доступ сотрудников склада к материалам архива и настройкам системы видеонаблюдения должен быть ограничен.

  • Системы контроля управления доступом (СКУД) на склад, технические средства контроля персонала склада

Установка электронной системы контроля доступа на склад и выделенные складские зоны позволит контролировать нахождение персонала на складе, а различные уровни доступа исключают присутствие неавторизованных работников склада и/или посетителей в выделенных зонах или офисных помещениях.

Для контроля работников склада также необходимо использовать металлодетекторы. При работе с лекарственными средствами свою эффективность показали ручные металлодетекторы. В состав блистеров таблетированных форм лекарственных средств часто часто входит фольга, которая легко определяется ручным металлодетектором при попытке незаконного выноса со склада.

  • Проведение внеплановых инвентаризаций

Проведение внеплановой инвентаризации на складе, особенно когда инвентаризируются случайно выбранные адреса, позволяют не только улучшить качество складского хранения, своевременно выявляя недостачи и пересорт товара, но и демонстрируют работникам склада высокий уровень контроля за хранящимися на складе лекарственными средствами.

  • Использование квадрокоптеров (дронов)

Использование беспилотных летательных аппаратов для контроля за сохранностью товаров на складе является частным случаем видеонаблюдения. По сути дела, являясь передвижной камерой видеонаблюдения, квадрокоптеры не только предотвращают кражу лекарственных средств, но и повышают трудовую дисциплину на складе.

В заключении хотелось бы отметить, что слаженную работу всех звеньев цепи поставки лекарственных средств обеспечивают различные транспортно-логистические компании, выступающие в роли подрядчика грузовладельца. Согласно требованиям GDP, ответственность за действия подрядчика несет компания, которая привлекает подрядные организации. Поэтому необходимо очень ответственно подходить к выбору партнеров, оказывающих логистические услуги, в том числе в вопросах обеспечения сохранности груза Наличие знаний и установление требований поможет сделать такой выбор осознанным.

Источник: сборник статей «GDP REVIEW»,
материал II Международной конференции SCM Pharm: логистика лекарственных средств

spot_img

Экспертные материалы