Отраслевой информационный портал

Обучение должно быть понятным, интересным и нескучным – это главное!

Вопросы периодического обучения и аттестации персонала фармацевтического склада в рамках соблюдения «Правил надлежащей дистрибьюторской практики».

Для начала – немного официоза

Как всем известно, требования решения Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года № 80 «Об утверждении правил надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского Экономического союза» (пункт 25) гласят:

Все работники, вовлеченные в деятельность по дистрибьюции лекарственных средств, должны пройти обучение по вопросам, касающимся надлежащей дистрибьюторской практики, иметь необходимую квалификацию до начала выполнения своих должностных обязанностей. Работники должны проходить первичное и последующее обучение в соответствии с выполняемыми ими обязанностями на основании письменно оформленных процедур и программы обучения. Ответственное лицо должно поддерживать компетентность персонала в области надлежащей дистрибьюторской практики посредством регулярного обучения.

В Приказе Минздрава России от 31 августа 2016 года № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» (параграф III) сказано:

Руководитель субъекта обращения лекарственных препаратов утверждает план-график проведения первичной и последующих подготовок (инструктажей) персонала, контролирует его исполнение и оценивает эффективность подготовок (инструктажа) с целью их совершенствования. Персонал, работающий с лекарственными препаратами, в отношении которых установлены специальные условия хранения и (или) перевозки, проходит подготовку (инструктаж) в соответствии с занимаемой должностью.

Елена Гусева
Елена Гусева, заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, ответственный за качество ООО «ФК ПУЛЬС».

Надо – значит, надо! Будем исполнять!

Тема обучения персонала по надлежащей дистрибьюторской практике, а также надлежащей практике хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения – любимая тема в опросных анкетах поставщиков и аудиторских проверках всех мастей.

Соответственно, начать нужно с написания соответствующей стандартной операционной процедуры (СОП), в которой закрепить, кто учит, кто и каким образом учится и как потом оценивается результативность обучения. Также важно утвердить данной СОП вид и форму журнала периодического обучения, формы тестовых вариантов, протоколы обучения и оценки знаний.

Сразу стоит отметить, что обучение для ключевых сотрудников аптечного (фармацевтического) склада и специалистов с фармацевтическим образованием – это разные темы, но обе их следует, на наш взгляд, зафиксировать в соответствующей СОП.

Также в СОП следует написать, что периодическое обучение осуществляется в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем организации на календарный год. План обучения составляет лицо, ответственное за качество. 

Итак, мы учимся! Всем должно быть интересно!

Для начала необходимо определить круг сотрудников, которые будут проходить периодическое обучение по вопросам надлежащей дистрибьюторской практики. У нас это ключевой персонал: руководители подразделений, начальники смен коробочного и штучного складов, товароведы приемного отдела, товароведы зон конвейерной сборки, специалисты и старшие комплектовщики отдела экспедиции, специалисты претензионного отдела, заведующие хозяйством, главный инженер аптечного склада, представители отделов сертификации и складской логистики. В среднем одна тема освещается для 40-50 участников тренинга, естественно, они делятся на группы.

Периодичность обучения и темы закрепляются в ежегодном плане периодического обучения персонала.

Обучение в форме очных тренингов (семинаров) проводит лицо, ответственное за качество. Все слушатели документально подтверждают свое присутствие, расписываясь в журнале периодического обучения.

Рисунок 1. Модель обучения
Рисунок 1. Модель обучения

В своей стратегии обучения мы придерживаемся следующих правил:

  • Все сотрудники должны иметь представление об основных элементах и основных документах системы качества.
  • Сотрудники должны иметь представление о работе всех смежных подразделений аптечного склада, так как конечный результат зависит от общих усилий.
  • Материал должен подаваться просто и понятно для любого уровня подготовки и образования слушателя.
  • Материал должен подаваться интересно, желательно, не повторяться, даже если такая тема уже рассматривалась, например, в прошлом году.
  • Для расширения кругозора слушателей и повышения интереса к занятиям дополнительно к основной всегда рассматривается сопутствующая тема (например, чем БАДы отличаются от лекарств, почему нельзя применять препараты с истекшим сроком годности, какие опасные группы товаров вообще могут быть в ассортименте аптечного склада и так далее).
  • Тренинг должен занимать 30-45 минут, не быть излишне затянутым во времени.
  • После обучения обязательно проходит письменное тестирование для оценки полученных знаний.
  • Результаты тестирования протоколируются по форме, утвержденной СОП по обучению персонала.
  • После прохождения тестирования всеми сотрудниками ответственное за качество лицо оценивает результативность обучения и доводит информацию до руководителей.

На наших занятиях непринужденная атмосфера: мы учимся, активно обсуждаем, отвечаем на вопросы, стараемся применить полученные знания на практике в повседневной работе.

Обучение персонала

Отдельно – про тестирование

К составлению тестов мы подходим ответственно. Они готовятся к каждому обучению (тренингу) в нескольких вариантах и никогда не повторяются. Ответы оцениваются в баллах, максимум за тест можно получить 15 баллов, проходной уровень – 80%, то есть минимум 12 баллов.

Поскольку возраст у персонала разный, то более старшее поколение получает тесты с обращением «Вы». Правила выполнения сначала вызывали некоторые затруднения (например, как правильно выделить свой ответ или выбрать множественный ответ), но потом все адаптировались и вопросы по заполнению перестали возникать.

Кстати, новых сотрудников вопрос участия в обучающих тренингах с дальнейшим тестированием сначала почему-то очень настораживает, но потом все втягиваются и в дальнейшем учатся без проблем.

doc
Рисунок 2. Тестовый вариант

Тематика обучения

Естественно, темы обучения связаны с вопросами «Надлежащей дистрибьюторской практики» и «Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств». Мы разбираем самые разные случаи: зонирование аптечного склада, мониторинг температурно-влажностных условий, температурное картирование, отклонения и несоответствия в работе, транспортировка, санитарная уборка и pest-контроль, даже работу склада в условиях чрезвычайной ситуации – пандемии коронавирусной инфекции.

Также ежегодно мы проводим отдельные тренинги для сотрудников приемного отдела, являющегося первым звеном нашей системы качества. Каждая пятая упаковка лекарственных средств в стране проходит через их руки. Специалисты принимают новый товар и вносят данные о нем в программу, поэтому на занятиях с ними в первую очередь всегда рассматриваются виды температурных режимов хранения, все возможные варианты трактования в соответствии с нормативными документами температуры и влажности, указанной на упаковке с лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, БАДами и прочими товарами аптечного ассортимента. По окончании тренинга товароведы выполняют большую практическую кейс-задачу по виртуальной приемке определенного набора продукции из ассортимента аптечного склада.

Однократно, в виде своего рода эксперимента, мы проводили ознакомительный тренинг по «Правилам надлежащей дистрибьюторской практики» и «Правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств» для всех сотрудников аптечного склада – сборщиков, комплектовщиков, контролеров, штабелерщиков и других. Самыми простыми словами о важном и главном. Целью было донести, для чего нужны эти практики и как важно каждому вносить свою лепту в сохранение качества лекарственных препаратов на всех этапах их пребывания на аптечном складе.

Обучение персонала

Обучение провизоров и фармацевтов

Сертификация фармацевтических специалистов отменена с января 2021 года, и теперь фармацевтические работники для допуска к профессиональной деятельности могут проходить только аккредитацию.

Периодичность аккредитации точно такая же, как и при сертификации: раз в пять лет. Небольшое отличие состоит в том, что готовиться к аккредитации нужно не один раз за пятилетний цикл, а каждый год небольшими сегментами. При сертификации способом оценки знаний был сертификационный экзамен. При периодической аккредитации оценка знаний будет проходить через процедуру оценки портфолио. Персонал аптечного склада, имеющий высшее или среднее специальное фармацевтическое образование, также параллельно учится и набирает зачетные единицы трудоемкости (ЗЕТ) в портфолио на портале edu.rosminzdrav.ru.

Профессиональное портфолио представляет собой два пункта:

  1. Сведения об освоении программ повышения квалификации – это обучение, которое проходит специалист в образовательных организациях.
  2. Сведения об индивидуальных профессиональных достижениях – это отчет работодателя о профессиональной деятельности аккредитуемого.

За 5 лет необходимо набрать 250 ЗЕТ, причем они должны быть равномерно распределены по годам (50 ЗЕТ в год). Из этих 50-ти 36 ЗЕТ должны быть получены на курсах дополнительного повышения квалификации (ДПКК) и 14 ЗЕТ – на различных образовательных мероприятиях (ОМ), вебинарах и при освоении интерактивных образовательных модулей (ИОМ).

Документы и портфолио, необходимые для прохождения периодической фармаккредитации, должны направляться в Федеральный аккредитационный центр. Для проведения периодической аккредитации специалистов Министерством здравоохранения формируется отдельная структура. Процедурой будет заниматься центральная аккредитационная комиссия, организационно-техническое сопровождение которой осуществляется Федеральным аккредитационным центром.

Факт прохождения процедуры аккредитации будет фиксироваться в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР) ЕГИСЗ. Остается возможность выдачи свидетельств об аккредитации специалиста на бумажном носителе, что не отменяет внесения записи в ФРМР.

Ответственное за качество лицо также ведет реестр сотрудников с фармацевтическим образованием, отслеживает актуальность их сертификатов (свидетельств об аккредитации), организует участие сотрудников в обучении на курсах дополнительного повышения квалификации, а также контролирует годовой набор ими минимального количества ЗЕТ.

Данные мероприятия также являются документальным подтверждением квалификации персонала фармацевтического склада.

Обучение сотрудников на постоянной основе – современное требование

Фармацевтический рынок уже давно живет по «Правилам надлежащей дистрибьюторской практики» и « Правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения», и выстраивает все свои операционные процедуры в соответствии с требованиями этих практик. И чтобы все функционировало должным образом, персонал фармацевтического склада должен иметь полное представление, зачем и почему работают они и их коллеги, постоянно учиться новому.

Потому что учение – это движение вперед, а требования к дистрибьюторам постоянно только растут.

«Ученик подобен гребцу, поднимающемуся на лодке против течения. Как только он поднимает весла, его начинает сносить обратно» (китайская пословица).

«Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить» (Луций Анней Сенека Старший).

«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» (Леонардо да Винчи).

«Невежественными бывают только те, которые решают таковыми оставаться» (Платон).

Мы – за понятное обучение всем уровням слушателей. Иначе говоря, простыми словами о сложных темах!

Мы – за нескучное обучение, потому что тоскливая обстановка убивает желание учиться!

Мы всегда угощаем наших слушателей конфетами и мармеладом!

Мы – за интересное обучение, которое действительно будет полезно и для людей, и для компании!


Источник: GDP REVIEW 2 — Сборник практических статей III Международной конференции Логистика лекарственных средствСборник практических статей III Международной конференции Логистика лекарственных средств