Отраслевой информационный портал

RNC Pharma представляет рейтинг аптечных сетей России по итогам первого квартала

Май 2021 года для представителей «большого» российского ритейла ознаменовался стартом очередной волны консолидационных процессов, фактически речь идёт сразу о трёх крупных сделках: «Магнит» договорился о покупке сети «Дикси», «Лента» приобретает сеть Billa, наконец крупное объединение формируется за счёт консолидации отдельных аспектов деятельности трёх региональных ритейлеров Сибири и Дальнего Востока («Красный Яр», «Самбери» и «Слата»), сообщает аналитическая компания RNC Pharma® представляя рейтинг аптечных сетей России по итогам 1 квартала 2021 г.

Эти процессы только на первый взгляд далеки от фармацевтической розницы, экономические условия для всех потребительских рынков одинаковы и вряд ли их можно назвать благоприятными, отраслевые особенности, конечно, существуют, но у фармы в текущем году хватает и специфических проблем. Так что консолидационный процесс, очевидно, докатится и до аптечной розницы.

Точнее будет сказать, что он уже стартовал, после очень точечных покупок, которые отрасль переживала в 2020 г. текущий год может отметиться как минимум одной глобальной сделкой – дистрибьютор «Катрен» планирует приобрести контрольный пакет в группе «Эркафарм». Если после этого произойдёт объединение операционной деятельности с существующей сетью дистрибьютора «Мелодия здоровья», консолидированный игрок легко сможет претендовать на первое место в рейтинге «классических» аптечных сетей. Совсем без «оптимизации» деятельности после сделки вряд ли удастся обойтись, но учитывая разницу форматов и относительно небольшое пересечение с точки зрения региональной представленности, вряд ли сеть будет сильно «сжиматься». А если учесть наличие у «Катрена» и других его розничных активов («Аптека.Ру» и ассоциация «Партнёр»), то сделка вообще обещает очень серьёзно изменить отношения как на розничном, так и на оптовом рынке.

Интересно, что «Сбербанк», который выступал одним из инициаторов продажи «Эркафарм», планирует продолжить развитие сервиса «Сбер Еаптека» в т.ч. за счёт физического открытия новых точек на территории отделений «Сбера». Понятно, что пока это эксперимент, но для развития он-лайн сервиса в любом случае придётся формировать офф-лайн инфраструктуру, особенно если речь будет идти о региональной экспансии формата.

В свете развития интернет-сервисов надо вспомнить ещё одного крупного игрока, который, наверное, одним из последних проявил интерес к фармацевтическому сегменту, «AliExpress Россия» подключилась к «родственному» по Mail.ru Group партнёрству «Все аптеки». Кстати, AliExpress чуть ранее запустил продажу и ветеринарных ЛП, но уже не через агрегатора, а в рамках классической модели маркетплейса.

Таб. Топ аптечных сетей по доле на розничном-коммерческом рынке лекарственных препаратов России по итогам 1 кв. 2021 г.

apteki 1 kv 2021

spot_img

Экспертные материалы