Быть или не быть дистанционной торговле рецептурными лекарственными препаратами покажет время. Для того, чтобы услуга заработала нужно учесть все риски и отладить систему «электронного рецепта». Сегодня она в пилотном режиме тестируется в некоторых регионах. Но для того, чтобы система эффективно заработала по всей стране необходимо внести изменения в законодательство. О том что уже сделано и что еще только предстоит рассказали директор DSM Group Сергей Шуляк, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев и директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова в пресс-центре Национальной службы новостей.
Электронные рецепты необходимы для формирования, обработки, хранения, проверки и предоставления бесперебойного доступа к лекарственным препаратам, оформленных в виде электронного документа. Система позволит сократить время на выписку бумажных рецептов, ликвидирует необходимость для пациентов с хроническими заболеваниями очного посещения врача для продления рецепта, исключит необходимость визита для повторной выписки взамен испорченного. Это удобно не только для пациента, но и для всей системы здравоохранения. Коммуникация между пациентом и врачом становится прозрачной. А ведь в нее вовлечены не только медики, фармацевты и пациенты, но и страховые компании.
Плюсы от внедрения очевидны: снижение количества врачебных ошибок, сокращение времени на анализ информации. Рецепт невозможно потерять или порвать. Врачам сразу видны все назначения в настоящем времени и которые были ранее, а значит упрощается подбор схемы лечения. Исключается возможный конфликт между лекарственными препаратами. Кроме того, электронный рецепт позволяет выбрать препараты в зависимости от их наличия в аптеках и своевременно подобрать аналог.
Система “Электронного рецепта” – это, прежде всего, трехстороннее взаимодействие: “врач-пациент-аптека”, где субъекты участвуют не на паритетных началах и находятся не в равных условиях. В отличие от врача и пациента, на аптеках лежит ответственность за бесперебойное лекарственное обеспечение населения, при этом она несет финансовые издержки: интернет, программное обеспечение, подключение к сервисам электронного рецепта. Без этого система не сможет функционировать, – объяснила Виктория Преснякова.
Единый цифровой контур, который сегодня создается, позволит в реальном времени получать информацию по движению лекарственных препаратов и электронных рецептов. Для эффективной работы необходимо сделать рецепты действительными по всей стране, то есть документ не должен быть привязан к региону, где он выписан. Чтобы система не навредила пациенту, она должна быть федеральной и не иметь под собой коммерческой основы.
Электронные рецепты будут внедряться достаточно продолжительное время, это прогрессивная новая форма документооборота и оформления, – считает Юрий Жулев. – Виной всему – раздробленность системы здравоохранения, потому что в Москве на федеральном уровне принимаются решения, а реализовывать их должны регионы. Тут начинается разнобой, у всех готовность разная, в некоторых отдаленных городах нет мобильной связи и доступа в интернет.
Сейчас к реализации услуги подключаются коммерческие организации, которые создают базы электронных рецептов. В регионе их может быть несколько – законом не регламентируется количество. Получается, что в одном городе могут быть несколько видов электронных рецептов. Только в Москве уже работают две системы: ЕМИАС – в государственных клиниках и МЕДИКАТА – в частных. А если таких компаний станет больше? Это неизбежно вызовет путаницу и волну недовольства у пациентов либо аптекам нужно подключатся к каждой из них, потому что приобрести препарат по электронному рецепту пациент может лишь в тех точках, которые подключены к системе.
Крупные аптечные сети, национальные аптечные системы, такие как АПТЕКА.RU, АСНА.RU и другие, должны у себя на сайте сделать десятки интеграций, причем в каждом регионе самостоятельную. Это будет какое-то безумие и колоссальная нагрузка, – считает директор по развитию АО «Катрен» Анатолий Тенцер.
«Подключение к коммерческим системам выглядит как еще один квазиналог, то есть за каждый отпущенный рецепт аптека должна заплатить оператору определенную сумму денег. А еще есть эквайринг, маркировка и другие платежи, которые в конечном итоге выливаются в приличную сумму и отразятся на стоимости препаратов», – пояснил Сергей Шуляк.
Эксперты считают, что проект «сырой» и требует серьезной проработки. Специалисты не исключают, что коммерческие операторы будут монетизировать систему, привлекая к ней производителей лекарств. СРО Ассоциация независимых аптек от лица Альянса фармацевтических ассоциаций направила свои предложения по по данному вопросу в Комитет по охране здоровья Государственной Думы. Проанализировать пилотные проекты и наметить вектор развития депутаты намерены осенью на межведомственной подкомиссии, с участием профильных министерств и ФАС, где подробно разберут механизм работы системы.
Когда аптеки перейдут на электронные рецепты, на рынок грянет шквал лоббистов. Но это недопустимо, – рассказал депутат Государственной Думы Сергей Натаров. – Нужно исключить коррупцию. Любые незаконные схемы, которые могут возникнуть: на этапе провайдера и производителя, когда будут выдаваться определенные лекарственные препараты, на этапе установки программ в аптечной организации и в других случаях. Лоббизм отдельных заинтересованных компаний в данном случае понятен, но не допустим. Наша общая задача учесть все риски и запустить работающую систему федерального масштаба.