Совершенствование лекарственного обеспечения пациентов обсудили участники сессии «Эволюция системы закупок: глобальные тенденции и технологии», которая прошла в рамках форума «Лекарственная безопасность».
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев отметил, что за последнее время система госзакупок препаратов претерпела ряд важных эволюционных процессов. Среди них установление единых требований к описанию объекта закупки, использование единого механизма расчёта и установления начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а также внедрение обязательного к применению единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП).
Дальнейшее совершенствование системы госзакупок препаратов, по словам замруководителя ФАС России, «в целом должно проходить через цифровизацию, стандартизацию автоматизацию сбора и учёта информации о потребности в препаратах медицинских учреждений, а также верификацию источников информации. Без приведения всех сведений в информационных системах к единообразию переход на автоматизированную систему госзакупок пока невозможен».
ФАС России всегда была последовательным сторонником централизации закупок, тем более что эта возможность предусмотрена Законом о контрактной системе. До настоящего времени она осуществлялась только в отношении препаратов, которые закупаются в рамках федеральных программ, и показала свою экономическую эффективность.
Если нам удастся в рамках стандартизации и цифровизации, а также определения потребностей в препаратах, создать достоверную медицинскую статистику их потребления по всем субъектам РФ, то мы сможем выйти на новый уровень принятия решений по централизации и планированию расходов, – отметил Тимофей Нижегородцев.
Также в качестве дополнительной гарантии, которая бы позволила обеспечить стабильный доступ пациентов к инновационным лекарственным препаратам, антимонопольное ведомство поддерживает внедрение долгосрочных контрактов. При этом такие контракты должны заключаться с производителями препаратов, на которые действует патентная защита, и при условии снижения начальной максимальной цены на весь срок контракта.
Как только патентная защита завершилась, и на рынке был зарегистрирован воспроизведённый препарат, закупки должны быть организованы через обычные торги, – подчеркнул замруководителя антимонопольного ведомства.
Что касается механизма риск-шеринга, то, по мнению представителя ФАС России, он является частным случаем системы закупок лекарственных препаратов, а его использование в российской практике возможно только при выполнении ряда условий:
- лекарственный препарат должен быть инновационным (референтным);
- у препарата должны отсутствовать зарегистрированные терапевтические аналоги;
- отпускная цена на лекарственный препарат не должна превышать цену в референтных странах;
- результат должен определяться с помощью четких измеримых показателей эффективности;
- пациенты должны быть застрахованы и иметь гарантии на продолжение финансирования в случае прекращения действия соглашения при условии установленной эффективности в отношении конкретного пациента;
- реализация соглашений должна проводиться по единым правилам, требованиям, образцам документов, разработанным и утвержденным Минздравом России.
«При этом, начиная с 2016 года, в ведомство не поступало ни одного проекта или предложения для оценки возможности внедрения механизма риск-шеринга», – посетовал Тимофей Нижегородцев.
Система риск-шеринга предполагает, что государство оплачивает производителю использование лишь тех инновационных препаратов, которые показали эффективность своего применения. То есть, если нет результата, нет и оплаты.
Представитель антимонопольного ведомства также отметил, что будущее за всеобщим лекарственным возмещением. Однако для перехода к нему необходимо определиться с моделью лекарственного возмещения, обладать достоверными данными о потребностях в лекарственных препаратах, а также реализовать пилотные проекты для уточнения бюджета и определения нормативного регулирования выбранной модели.
Автор фото: Ковалев Петр, ТАСС