Отраслевой информационный портал

Стратегия развития российской фармотрасли «Фарма 2030» — основные направления

Стратегия развития российской фармацевтической отрасли «Фарма 2030», разработанная Минпромторгом России, стала одной из ключевых тем VI ежегодного форума БИОТЕХМЕД в Геленджике. Главной задачей российских производителей ведомство видит в создании инновационных препаратов.

Основные направления новой стратегии фармацевтической отрасли представил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков. По словам замглавы Минпромторга в первую очередь «Фарма-2030» должна позволить отрасли последовательно перейти на новый этап развития.

Во многом благодаря «Фарме-2020» российский рынок лекарств с 2010 по 2020 год рос на 4,7% ежегодно, что сопоставимо с аналогичным показателем для Аргентины и США, и сейчас он является пятым по величине в мире (его объем — $24 млрд).

Этому предшествовал качественный скачок, совершенный за время реализации предыдущей стратегии «Фарма-2020»: открытие 60 новых предприятий, преимущественно (63% по числу упаковок) российских и локализованных препаратов в перечне ЖНВЛП, вывод на рынок 135 новых лекарств (и еще 50 – в стадии разработки), а также локализация 400 международных непатентованных наименований (МНН) лекарств у нас в стране. Еще одним важнейшим достижением стало создание собственного GMP-инспектората в 2016 году, что говорит о самом серьезном отношении к качеству российского фармпроизводства.

Основным направлением для российской фармы должна стать именно инновационность. Потому что исключительно «дженериковая» модель развития создает риски потери конкурентоспособности в перспективе: иными словами эта ниша уже прочно занята другими странами, производящими еще более дешевые лекарства, например, Индией. Поэтому главной для новой стратегии становится инновационная модель, основанная на собственной разработке оригинальных лекарств или трансфере технологий в Российскую Федерацию.

Для развития в России производства инновационных лекарств, по мнению Минпромторга, необходимо:

  • продолжить стимулировать локализацию фармацевтических мощностей в стране, в первую очередь сфокусированных на создании наиболее распространенных в РФ лекарств,
  • принять поправки к законодательству, которые позволят дать компаниям возможность быстро выводить инновационные препараты на рынок, а также претендовать на льготный налоговый режим для интеллектуальной собственности и научных разработок,
  • обеспечить рынки для сбыта продукции — и зарубежные (за счет гармонизации отраслевого законодательства РФ и других стран), и национальный (с помощью создания более привлекательного механизма ценообразования).

По словам Василия Осьмакова:

В конечном итоге мы ставим себе задачу увеличить российский рынок лекарств к 2030 году до 12 трлн руб., а долю российских производителей на нем — до 42%.

Предполагается, что средняя по отрасли доля инвестиций в исследования и разработки будет не ниже среднемирового уровня 15% в денежном выражении. Такой же должна стать доля выручки российских фармкомпаний от оригинальных препаратов (трансфера или разработки), которая сейчас составляет 5% от общей выручки.

Планируется, что отечественные препараты через 10 лет будут составлять не меньше 65% в общем объеме продаж ЖНВЛП, а обеспеченность ими по перечню социально-значимых и особо опасных заболеваний будет не менее 70%.

Объемы экспорта российской фармы предполагается удвоить в постоянных ценах и довести до уровня 30% от внутреннего производства, а также выйти на рынок не менее 70% мировых государств. Еще одной важнейшей экспортной задачей является вступление в PIC/S не позднее 2024 года. Это будет свидетельствовать о том, что производство российских лекарств соответствует самым высоким уровням контроля качества в мире.

Российские фармпроизводители, присутствовавшие на сессии посвященной стратегии «Фарма 2030», высоко оценили ее и выразили надежду на достижение заданных показателей.
В то же время, как отметила президент фармацевтической группы Bright Way Людмила Щербакова, в стратегии недостает отдельного раздела по цифровизации производственных процессов, по ее словам

Эти технологии позволяют существенно повысить эффективность работы любой фармкомпании.

Президент фармкомпании «Активный компонент» Александр Семенов также отметил:

Стратегия могла бы ставить перед российской фармпромышленностью более амбициозные цели в части создания субстанций. Большинство из них состоят из нефти, газа и угля, и благодаря этому у России есть уникальное преимущество на мировом рынке.

С замечанием к документу Минпромторга выступил замглавы ФАС Тимофей Нижегородцев, который заявил, что без урегулирования вопроса о взаимозаменяемости лекарств развитие российской фармпромышленности будет медленным, а меры, предложенные Минпромторгом, недостаточными.

Мы свою очередь, попробуем решить эту проблему в рамках «дорожной карты» по развитию конкуренции.

Источники:
Сетевое издание «Фарммедпром»
Коммерсантъ

 

 

spot_img

Экспертные материалы