Отраслевой информационный портал

«Второй лишний» как один из механизмов для реализации целей Стратегии «Фарма 2030»

Минпромторг России разработал и разместил для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289». Он предполагает введение механизма ограничений закупок для государственных и муниципальных нужд стратегически значимых лекарственных средств, но в пилотном режиме – в отношении ограниченного перечня препаратов, производимых в стране по полному циклу (включая синтез молекулы действующего вещества).

Механизм «второй лишний» работает следующим образом: Заказчик объявляет конкурс на закупку препарата. Если одна из заявок на участие в конкурсе представлена производителем, который выпускает препарат на территории ЕАЭС по полному циклу, такая заявка побеждает. Если подобных заявок несколько, они соревнуются между собой по критерию наименьшей цены. Если заявок по полному циклу в рамках конкурса нет, в зависимости от имеющихся заявок может применяться механизм «третий лишний» (когда соревнуются участники с частичной локализацией и исключаются иностранные производители без локализации) или же закупка проходит без ограничений (в случае отсутствия заявок с каким-либо уровнем локализации).

Денис Мантуров
Денис Мантуров
Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Реализация Стратегии «Фарма 2020» позволила отечественным компаниям освоить технологические компетенции производства лекарств самого разного уровня сложности: от дженериков до сложных биотехнологических продуктов. За период действия Стратегии объем российского фармацевтического рынка вырос более чем в 3,2 раза в стоимостном выражении, а доля локально произведенных препаратов увеличена до 34,9% в условиях постоянно растущего рынка. В самом важном для нас сегменте – перечне ЖНВЛП в его текущей редакции – более 80% всех позиций производится в России, при этом почти половина по полному циклу. Механизм «второй лишний» позволит ускорить локализацию производства полного цикла лекарств из перечня стратегически значимых, не вводя при этом никаких запретов для деятельности иностранных производителей на территории России – это поможет сбалансировать механизм с потребностями и исключить риски дефектуры для системы здравоохранения. Для апробации внедрения «второго лишнего» мы на первом этапе сформировали ограниченный перечень из 15 лекарственных средств, на который этот механизм может распространяться. Подчеркну, что российские фармпредприятия уже обеспечивают производство этих препаратов по полному циклу, а мощности этих производителей соответствуют потребностям системы здравоохранения. Также мы предусмотрели очень конкретные критерии, на основании которых перечень в дальнейшем может дополняться и которые при этом станут дополнительным существенным стимулом для производителей для углубления локализации своего производства

Перечень препаратов, в отношении которых на первом этапе будет применяться механизм, включает антиретровирусные препараты (абакавир, атазанавир, зидовудин, зидовудин+ламивудин, лопинавир+ритонавир, тенофовир, эфавиренз), противотуберкулезные препараты (тиоуреидоиминометилпиридиния перхлорат, протионамид), инсулины (инсулин гларгин, инсулин лизпро двухфазный), онкопрепараты (бевацизумаб, иматиниб, ритуксимаб, трастузумаб). 

Пресс-служба Минпромторга РФ отмечает, что в чрезвычайных условиях, таких, как пандемия коронавируса, система здравоохранения испытывает повышенные нагрузки. Это касается и производства лекарственных средств: возможность предприятий оперативно увеличивать объемы производства и поставки в систему здравоохранения напрямую зависит от наличия собственной сырьевой базы и соответствующих компетенций. С наличием препаратов связана и непрерывность оказания медицинской помощи, и доступность лекарственных препаратов для пациентов. Доступность может быть увеличена за счет снижения стоимости лекарственных препаратов, а также увеличения охвата пациентов, получающих необходимую терапию. При этом, когда есть собственное производство полного цикла, уже не имеют такого большого значения риски прекращения поставок импортных лекарственных препаратов.

 

spot_img

Экспертные материалы