Российский рынок противопростудных препаратов может столкнуться со значительными изменениями в случае, если Россия последует за инициативой американского регулятора FDA по изъятию из продажи пероральных препаратов, содержащих фенилэфрин. По данным аналитической компании RNC Pharma, средства с этим компонентом занимают более 72% объёма всего рынка противопростудных средств* в денежном и натуральном выражении.
В конце 2024 года FDA предложило изъять из продажи пероральные препараты с фенилэфрином, ссылаясь на результаты исследований, демонстрирующие его фактическую неэффективность при таком способе приема. Хотя окончательное решение американского регулятора ожидается не раньше лета 2025 года, и нет гарантии, что аналогичные выводы будут сделаны в России, этот шаг может стать ориентиром для Минздрава РФ и промоционной активности производителей.
Согласно данным RNC Pharma за 2024 год, в России насчитывалось 62 торговые марки противопростудных препаратов, более половины из которых (33 бренда) содержат фенилэфрин. В течение 2024 года в российской рознице было реализовано 49,7 млн упаковок противопростудных средств с фенилэфрином из общего объема в 68,8 млн упаковок. Продажи препаратов, содержащих фенилэфрин, выросли на 2,3% в упаковках и на 2,4% в рублях, достигнув 20,6 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС).
Отмечается ярко выраженный сезонный спрос на данную группу препаратов, с пиками продаж в сентябре и декабре. В частности, в декабре 2024 года затраты покупателей на противопростудные средства с фенилэфрином составили 2,37 млрд руб., хотя это и на 25% ниже показателя декабря 2023 года из-за низкой заболеваемости. В сентябре 2024 года наблюдался всплеск продаж, где из общего объема в 3,67 млрд руб. на препараты с фенилэфрином пришлось более 2,63 млрд руб. В январе 2025 года продажи препаратов с фенилэфрином составили 4,13 млн упаковок на сумму 1,78 млрд руб., что заметно меньше, чем в январе 2024 года (-21% в упаковках и -19% в руб.).

Фенилэфрин чаще всего входит в состав порошков для приготовления горячего напитка против симптомов простуды. Подавляющее большинство расходов в группе противопростудных средств покупатели затрачивают на линейку бренда Терафлю. В 2024 г. этот препарат обеспечивал ровно треть денежного объёма анализируемого рынка (см. таб.). С точки зрения натурального потребления Терафлю также сохраняет лидерство в категории с долей более 23%. За год объём продаж бренда увеличился на 12,3% в деньгах и на 5,4% в упаковках. Остальные продукты имеют гораздо более скромные показатели продаж, как в денежном, так и в натуральном выражении. В рамках анализируемой категории на втором и третьем месте по объёму продаж находятся препараты Анвимакс от «Сотекс» и Антигриппин, компании «Бауш Хелс», не содержащие фенилэфрин., с долей 12% и 7,8% соответственно.
На первую десятку анализируемых средств приходится 81,6% рублёвого объёма в категории. Впрочем, в ТОР-10 торговых марок относительно 2023 г. несмотря на положительную динамику в рублях, только три продукта демонстрировали рост в упаковках. К ним можно отнести Терафлю (+5,4% в упак.), Колдакт (+4,2%) и Гриппофлю (+11,3%) от «Биотэк».

* R05A — противопростудные препараты без противомикробных компонентов, по классификации EphMRA
**не содержат фенилэфрин