21-го октября в рамках конференции «Совершенствование подходов к повышению эффективности инвестиций в разработку новых медицинских технологий», организованной кластером биомедицинских технологий Фонда «Сколково» и ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава РФ, прошло выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике. Представители Минпромторга России, Минобразования и науки России, а также компаний, занимающихся разработкой медицинских технологий и инвестиционной деятельностью, обсудили пути снижения затрат и рисков, связанных с процессом разработки лекарственных средств и медицинских изделий.
В 2015 году общий объем фармацевтического рынка России составил 1 123 млрд рублей, что на 10,3% больше показателя 2014 г., отметил в своем выступлении советник отдела развития фармацевтической промышленности Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Иван Чекмарев. В денежном выражении данная величина составила 5,5 млрд упаковок.
«По данным Росстата, объем производства в денежном выражении с 2009 по 2015 годы вырос на 26% — с 96 млрд до 231 млрд рублей. Доля отечественных препаратов по итогам 2015 года составила 27% в денежном выражении и 58% — в натуральном», — отметил Иван Чекмарев.
По его словам, сегодня отечественные производители могут обеспечить 76 % номенклатуры ЖНВЛП, в то время как в 2012 году эта цифра составляла 62,1%.
Госпрограмма развития фармацевтической и медицинской промышленности — инструмент интеграции и координации государственных программ в области прикладной науки и лекарственного и медицинского обеспечения, подчеркнул представитель Минпромторга России. Положения ФЦП «Фарма-2020» коррелируют с положениями госпрограммы «Развитие науки и технологий», обеспечивая спрос на результаты научных исследований по приоритетным направлениям развития продуктовых портфелей фармацевтических и медицинских компаний, и положениями госпрограммы «Развитие здравоохранения», решая задачу развития промышленного производства на территории России лекарственных средств и медицинских изделий по приоритетным направлениям развития здравоохранения.
ФЦП «Фарма 2020» – масштабный интеграционный инструмент различных участников рынка лекарственных средств и медицинских изделий: в рамках программы получили поддержку 57 проектов ведущих вузов страны, 54 проекта учреждений РАН и РАМН (ФАНО), 470 проектов компаний и организаций и 64 проекта институтов развития и фондов.
Всего с 2011 по 2015 годы получили финансирование разработки 150 препаратов: 132 из них – в объеме 4,4 млрд руб в рамках ФЦП «Фарма 2020», по постановлению Правительства РФ от 01.10.2015 г. N 1045 — 14 препаратов (в 2015 г. – в объеме 27,6 млн руб., в 2016 г. – 62,6 млн руб.), по Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 г. № 1047 — 4 препарата (в 2015 г. – 1,9 млн руб., в 2016 г. – 12,6 млн руб.).
В рамках программы заключено 219 контрактов на проведение доклинических, 50 контрактов – на проведение клинических исследований, 52 контракта – по трансферу технологий, 2 контракта – по разработке технологических платформ.
О видимых результатах госпрограммы заявил директор ФГБУ «Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр» Николай Карякин:
«Если в 2010-м году доля фармпрепаратов, созданных в Российской Федерации, в наших лечебных учреждениях составляла около 5-10%, то сейчас это уже приближается к 40-50%».
Он особо подчеркнул необходимость объективной оценки востребованности лекарственных препаратов и медицинских изделий на отечественном рынке:
«Профильным министерствам – Минпромторгу, Минобрнауки, Минздраву через Росздравнадзор можно оценить потребности здравоохранения — что в настоящее время производится в РФ и что импортируется, и в гранты включать импортозамещающие разработки, которые позволят здравоохранению выйти на новый уровень».
В завершение своего выступления Николай Карякин отметил целесообразность создания единого регистра инноваций, полностью или частично финансируемых федеральным или региональным бюджетом.
«Это сразу на этапе размещения грантов или при проведении грантовой политики позволит избежать ситуации, когда в двух соседних регионах поддерживается, условно, два альтернативных проекта и нет консолидации усилий между разработчиками, или поддерживаются два идентичных проекта, оба на нулевой фазе», — пояснил эксперт.
Кроме того, спикер считает целесообразным объединить на одном информационном портале всех участников инновационной деятельности, прежде всего, разработчиков и производителей товаров.
«У нас как у научного учреждения уходит масса времени на поиск коллег, занимающихся той или иной смежной сферой», — пояснил он.
Центр корпоративных коммуникаций S-GROUP