Цифровизация в жизни человека в сегодняшнем мире – это неизбежность. Цифровые технологии дают большие возможности для развития различных сфер деятельности.
Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, которая, в частности, направлена на повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы, а также формирование новой технологической основы для функционирования этих сфер.
В связи с развитием цифровой экономики внесли изменения и в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Был разработан паспорт национального проекта “Здравоохранение” по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). И такие стремительные темпы развития «цифры» не остановить. Хорошо ли это? Безусловно. Не нужно стоять в очередях на прием к врачу, а можно самостоятельно выбрать запись на удобное время. Не нужно ходить с ворохом медицинских документов, все необходимые данные содержаться в информационной системе и т.д.
В некоторых регионах, например, в Москве, Московской и Калужской областях эксперимент по внедрению электронного рецепта начался еще с конца 2016 года. Преимущества электронного рецепта очевидны: реальная возможность исключить подделки, ошибки в заполнении рецептов, удобство в подборе лекарственной терапии, упрощение выписки при повторном назначении и т.п.
Однако, как в любом новом начинании, постепенно становятся видны и отрицательные моменты, которые требуют внимания и отдельного регулирования. Один из них – это региональных статус информационных систем электронного рецепта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) “Об обращении лекарственных средств” принятие решения об использовании на территории субъекта РФ рецептов в форме электронных документов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ. На практике становится очевидным, что, гражданин РФ (пациент), имеющий право на медицинское обслуживание на всей территории РФ, не сможет получить препарат по рецепту в другом регионе. Это проблема затрагивает, например, студентов, проходящих обучение не по месту жительства, граждан, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом и др. категории.
Решение этой проблемы лежит в законодательном закреплении единой системы электронного рецепта на федеральном уровне.
Не стоит забывать, что система электронного рецепта – это, прежде всего, трехстороннее взаимодействие «врач-пациент-аптека», где не все субъекты участвуют на паритетных началах. Аптечная организация, в отличие от врачей и пациентов, несет финансовые издержки по обеспечению доступности интернет связи, а также закупки и подключения надлежащего программного обеспечения. А между тем, аптечная организация является конечным звеном в обеспечении лекарственными препаратами амбулаторных больных, а также принимает участие в профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
Здесь также необходимо на законодательном уровне дать возможность аптекам подключиться к системе электронного рецепта на безвозмездной основе. И еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Система электронного рецепта, включая непосредственное участие медицинских и аптечных организаций, может быть эффективной, если ее реализация не будет отягощена подключением к дополнительным контурам, к неотлаженным системам и не иметь дополнительной административной нагрузки. Например, выдвинутая инициатива о включении данных электронных рецептов в СМДЛП, получила отрицательную оценку аптечного сообщества, которое увидело в ней, прежде всего, дополнительное обременение и препятствия для нормальной работы аптек, – объяснила директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса Фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
Кроме того, опасность таких обращений заключается в том, что рассматриваемая инициатива не является консолидированным мнением представителей фармрынка в целом и аптечного сообщества в частности.
Изменения в системе здравоохранения – это шаг вперед, направленный на повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи. Но на пути от старого к новому всегда есть преграды, различные недоработки, нестыковки, которые необходимо не только выявить в процессе работы, но и скорректировать. И после того, как проект «электронный рецепт» заработает на 100% по всей России, можно вводить дистанционную торговлю рецептурными препаратами.
Спрос на покупку лекарств через интернет растет. Аналитики прогнозируют, что легализация «рецептурки» усилит рост этого сегмента рынка. Ранее сообщалось, что Москва и Белгородская область станут пилотными регионами онлайн-продаже рецептурными препаратами. Но законопроект отправили на доработку. Минздрав РФ и эксперты отрасли указали разработчикам на слабые стороны, которые позволят продавать недоброкачественные препараты.