Сегмент e—commerce развивается бурными темпами. По данным DSM Group, только по итогам девяти месяцев 2022 года на его долю приходилось 11,3% от всего объема аптечного рынка, а продажи в нем выросли на 60%. Дальнейший рост сегмента e—com сопряжен с рисками, уверены эксперты, которые обсуждают вопрос безопасности онлайн-торговли лекарствами и биологически активными добавками в рамках различных отраслевых мероприятий.
Одной из таких площадок в ноябре 2022 года стала тематическая сессия «Рынок БАД в новой экономической реальности: путь от производства до конечного покупателя. Факторы повышения безопасности» в рамках деловой программы выставки Pharmtech&ingredients.
Спикеры сессии обсудили рисковые зоны покупки через интернет-площадки БАД к пище.
Сейчас в каждом третьем БАДе превышена дозировка активных веществ, и каждый пятый препарат содержит запрещенные в ЕАЭС вещества. Зачастую описание товара не отражает реальный состав или намеренно вводит потребителя в заблуждение. К таким выводам пришли эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), проводившего исследование безопасности БАД в онлайн-торговле. Об этом в июне 2022 года со ссылкой на отчет исследования сообщила «Российская газета».
После разрешения продажи БАД через маркетплейсы, количество их наименований в интернете достигло 60 тысяч. Хотя в Едином реестре о государственной регистрации добавок насчитывается около 48 000 единиц, отмечает исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков.
В ходе круглого стола эксперты отметили, что вопрос безопасности онлайн-торговли БАД особенно актуален. Они привели в пример случаи отравления людей мухоморами, купленными через онлайн-площадки. Один из таких инцидентов был зафиксирован в ноябре 2022 года.
К слову, купить БАД с содержанием мухоморов или отдельные фрагменты этого ядовитого гриба в сети можно совершенно свободно, если не на маркетплейсе, то на специализированных сайтах.
Как отметил Александр Жестков, сейчас союз производителей БАД к пище, совместно с Роспотребнадзором и Росздравнадзором, анализирует карточки товаров на онлайн-площадках, выявляя незарегистрированные продукты в этой категории. По словам эксперта, к продающим их сайтам уже в недалеком будущем могут начать применять те же меры, что и к площадкам, незаконно реализующим лекарства. Речь идет о выявлении и блокировке Росздравнадзором сайтов, пойманных на продаже незарегистрированных препаратов.
Повышенное внимание к онлайн-площадкам сейчас приковано и в связи с экспериментом по дистанционной торговле RX-препаратами. О юридических тонкостях и перспективах рецептурных лекарств в онлайн-сегменте говорили эксперты тематического вебинара PharmPRO, прошедшего в ноябре 2022 года. Эксперты обсудили вопросы, связанные с безопасностью онлайн-торговли рецептурными препаратами.
Активное участие в эксперименте принимают сотрудники юридического департамента маркетплейса OZON. Главный юрист направления правового сопровождения коммерции онлайн-площадки Мария Краснер рассказала о том, что сейчас маркетплейс сотрудничает с профильными министерствами и своими коллегами в части разработки системы выявления контрафактной продукции.
Для проверки содержания карточек лекарственных препаратов онлайн-площадка использует как автоматизированные алгоритмы, так и ручную модерацию. Соответственно, двойной контроль не допустит присутствия на маркетплейсе продуктов, содержащих наркотические или психотропные вещества. Кроме того, чтобы оказаться в категории «лекарства», продавцу необходимо предоставить большое количество разрешительных документов. Онлайн-площадка предъявляет к продавцу строгие входные требования, из-за которых доступ к этой категории товаров может получить далеко не каждая аптека.
Помимо исключения распространения контрафактных и незарегистрированных препаратов на онлайн-площадках, назрела потребность в создании качественной системы информирования населения о лекарствах.
Этот вопрос в октябре 2022 года был поднят на заседании комитета по развитию фармацевтической отрасли Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Как отметил генеральный директор АО «ПРОМИС», член Нижегородского регионального отделения «Деловой России» Евгений Слиняков, сегодня есть необходимость принятия дополнительных требований к изображению вторичной упаковки лекарств и информации, содержащейся в регистрационных досье. Это связано со случаями, когда покупателям доставлялись продукты, упаковка которых не соответствовала содержанию онлайн-карточек.
Если инициатива найдет поддержку в Минздраве РФ, то останется создать рабочую проектную группу с ЦРПТ и выполнить работы по интеграции двух систем, наладив сквозное движение информации от создания или актуализации изображения до его автоматического обновления онлайн. Тогда станет возможно исключить случаи несоответствия визуального е-com-контента реальным продуктам, а также повысить доверие покупателей к фармацевтическому онлайн-каналу.