Отраслевой информационный портал

Как проходит обучение водителей, перевозящих лекарства

Водитель является ключевым сотрудником при перевозке лекарств — именно ему вверяется дорогостоящая транспортная техника и грузы. От квалификации и опыта специалиста, осуществляющего транспортировку и сдачу фармпродукции, зависит сохранность и качество лекарств. О том, как подойти к вопросам подбора, организации труда и контроля деятельности водителей, рассказал генеральный директор Retail Transport Agency (RTA) Хаким Ибрагимов.

hakim
Хаким Ибрагимов, генеральный директор Retail Transport Agency (RTA)

Первичное обучение

Перед началом работы с каждым сотрудником, независимо от его квалификации и навыков, проводится первичное обучение, включающее общий инструктаж, ознакомление с регламентами и правилами эксплуатации техники.

На общем инструктаже водитель узнает о компании и предстоящей работе, изучает порядок коммуникаций. Ему рассказывают о действиях до загрузки, на загрузке, в транзите, на выгрузке, при приеме/сдаче груза. Также обсуждаются вопросы по браку, недостаче, товаросопроводительным документам.

Инструктаж по регламентам и инструкциям включает вопросы должностных инструкций, документооборота, маршрутизации, действий на маршруте, техники безопасности, формы общения с клиентами и на складах. Обсуждается порядок работы с рефрижераторными установками (ХОУ) и оборудованием контроля температуры, действий водителя при перевозках лекарственных средств в чрезвычайных ситуациях.

Инструктаж по эксплуатации вверенного транспортного средства (ТС) и оборудования и безопасности дорожного движения затрагивает особенности эксплуатации грузовой техники, работы с ХОУ, тахографом, регистратором температуры.

После проведения инструктажей для водителей организуют стажировку, что позволяет пройти адаптацию и закрепить на практике полученные знания. Стажировка проводится до семи рабочих дней под руководством опытных водителей-наставников в реальных условиях движения, при осуществлении перевозок грузов на маршрутах и на тех типах ТС, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. После завершения стажировки оформляется заключение о допуске его к самостоятельной работе или выдается мотивированный отказ в выдаче допуска при неуспешном прохождении обучения.

Отдельное внимание в обучении уделяется инструктажу о действиях в чрезвычайных ситуациях. Водитель обязан четко знать, когда и как реагировать на чрезвычайные ситуации во время транспортировки лекарств. Необходимо обучить правилам действий при ДТП, в случае поломки или угона ТС, выхода из строя ХОУ, кражи товара или нападения преступников.
На каждый случай прописывается инструкция, которую сотрудник обязан знать и применять.

По окончании первичного обучения директор по транспорту совместно с менеджером по безопасности дорожного движения проводит оценку знаний в форме собеседования, анализируют обратную связь от наставника и от водителя-стажера. После этого принимается окончательное решение о допуске к самостоятельной работе.

В команде RTA подготовкой, допуском и работой с водителями занимаются ответственный за качество, директор по транспорту, главный механик, менеджер по безопасности дорожного движения, медицинский работник, менеджер по работе с клиентами.

Периодическое обучение

Периодический сезонный инструктаж проводится два раза в год, в весеннее и осеннее время. В него входит обсуждение вопросов обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными условиями: низкие температуры, снегопад, весенние паводки. Учитываются повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков.

Специальный (экстренный) инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменении в законодательстве, положений, которые влияют на профессиональную деятельность водителей, а также изменения маршрута и условий движения, влияющих на безопасность процесса.

Также для водителей существуют периодические инструктажи по действующим инструкциям, стандартным операционным процедурам (СОП) и программы повышения квалификации.

Примеры на практике

Служба качества проводит расследования по всем ошибкам и отклонениям, случившимся в процессе перевозки. Разберем один из примеров такой ошибки на практике RTA.

Описание отклонения: утрата части груза.

Расследование: в результате опроса водителя и его письменных объяснений служба качества установила, что водитель загрузился на аптечном складе и выдвинулся по маршруту в Санкт-Петербург. Во время транзита водитель почувствовал усталость и дважды останавливался для отдыха.

По прибытии на выгрузку он обнаружил факт вскрытия пломбы и пропажи груза, после чего проинформировал сотрудников офиса и вызвал полицию.

Ошибки и причины отклонения: водитель, чувствуя усталость и невозможность продолжать маршрут, принял решение об остановке для отдыха. При этом были нарушены требования руководящих документов, согласно которым остановки для отдыха можно выполнять на освещенных и охраняемых стоянках с контролируемым доступом, а в случае вынужденной остановки в месте, не соответствующем требованиям, – немедленно уведомить сотрудников офиса RTA.

Корневая причина ошибки: недостаточность применяемых мер по обеспечению сохранности груза и контролю за несанкционированным доступом к нему.

Что было сделано после произошедшего

Водителей отправили на экстренное обучение с проверкой знаний по текущим СОП, регламентирующим действия водителя при подготовке к перевозке и во время ее осуществления, с оценкой знаний по безопасности дорожного движения. А также разработали документы, регламентирующие действия сотрудников в экстренных ситуациях.

Был проведен анализ на предмет актуальности и достаточности регламентной базы, описывающей работу с водительским составом, с последующей выработкой и принятием необходимых корректив.

Весь парк ТС дооборудовали датчиками, контролирующими состояние дверей, звуковыми сигнализациями на несанкционированное открытие дверей, с отправкой соответствующего уведомления уполномоченным сотрудникам офиса. Также были установлены дополнительные замки защиты дверей.

Провели квалификацию генеральных маршрутов перевозок с обозначением допустимых мест для стоянок и отдыха водителей.

spot_img

Экспертные материалы