Отраслевой информационный портал

Методы, которые помогают управлять визуальным качеством полиграфической продукции

Восприятие цвета каждым человеком индивидуально. Поэтому для входного контроля качества цветопередачи важно использовать унифицированные методы и инструменты, которые позволят избежать разночтений, перевести работу с цветом в управляемые условия. Последний фактор имеет большое значение для цветовой воспроизводимости полиграфических упаковочных материалов. Об этом рассказала начальник отдела контроля качества АО «ПРОМИС» Галина Демина на вебинаре «Внедрение инструментального контроля цвета в процесс входного контроля полиграфической продукции».

Мероприятие, которое прошло 30 ноября, собрало руководителей и сотрудников отделов контроля качества фармацевтических компаний.

В начале доклада Галина Демина развеяла распространенный миф о том, что пантонный веер может являться инструментом и эталоном для целей контроля качества цветопередачи.

«Пантонный веер нельзя применять для контроля цвета, так как он сам является продуктом офсетной печати. Из-за этого даже в рамках одной партии напечатанных вееров будут встречаться отличия и воспроизвести именно эти цвета при других условиях печати будет затруднительно. Кроме этого, они могут стареть: цвета будут выгорать, желтеть, меняться», – отметила Галина Демина.

Пантонный веер

Как же можно стандартизировать ощущение цвета, чтобы при контроле качества полиграфической продукции не возникало разночтений? Эксперт выделила четыре способа:

  • Экранная цветопроба. За эталон принимается экран, характеристики которого стандартизируются.
  • Цифровая цветопроба. Применяется только для печати CMYK.
  • Печатная проба или лист идентификации. Берется образец тиражной продукции, который будет считаться эталоном. Этот метод позволяет учесть производственные процессы, материалы и послепечатную обработку продукции.
  • CxF-файл. Это самый универсальный электронный способ передать информацию о цвете и воспроизвести его одинаково на всех устройствах.

Есть три характеристики, которые важно учитывать при контроле цвета:

  1. Источник света и его температура. За стандарт при контроле цвета принят D50 (прямой солнечный свет с цветовой температурой 5000 К).
  2. Наблюдатель или глаз. Для полиграфии стандартный наблюдатель два градуса.
  3. Характеристики самого объекта офсетной печати. Цвет зависит от вида картона, используемых колорантов и послепечатной отделки.

Галина Демина отметила, что при работе с цветом важно понимать – электронные библиотеки не являются панацеей. Не все желаемые цвета содержатся в них, и не все можно воспроизвести на полиграфическом производстве: имеющиеся в природе колоранты не могут полностью воссоздать цвет Pantone на требуемой подложке. В этом случае лучшим решением станет принятие за эталон оцифрованного с физического образца CxF-файла. Это позволит учесть особенности воспроизведения цвета на выбранном материале с помощью красок и лаков.

Вторую часть выступления эксперт посвятила инструменту для контроля цвета – спектрофотометру.

спектрофотометр

Прибор измеряет координаты цвета в системе CIE L*a*b* и рассчитывает цветовое отклонение изготовленной продукции от заданного заранее образца по математической формуле ∆Е. Величину допустимого значения цветового отличия можно определить, опираясь на исследования экспертов по таблице диапазонов значений.

таблица диапазонов значений

Особенности использования спектрофотометра:

  • Некорректно оцифровывать цвет с послепечатной отделкой в виде лаков с эффектами матовый, твин и софт-татч.
  • Металлизированные пантоны (смесевые краски) не поддаются оцифровке.
  • Измерять можно только 100% запечатку цветом. Нельзя измерять растровые зоны.
  • Зона запечатки должна быть не меньше площади аппертуры спектрофотометра. Мелкие элементы и текстовая информация контролируются только визуально.

Для тех, кто еще не использует инструментальный контроль цвета, эксперт разработала «Дорожную карту по вводу в эксплуатацию спектрофотометра» с подробной инструкцией по настройке прибора и особенностям работы с ним. Получить ее вместе с презентацией спикера можно, перейдя по ссылке.

spot_img

Экспертные материалы