Аналитическая компания RNC Pharma представила показатели инфляции на розничном рынке ветеринарных препаратов России по итогам сентября 2024 года.
Цены на ветеринарные препараты на розничном рынке России (включая онлайн продажи) по итогам января-сентября 2024 г. выросли относительно аналогичного периода 2023 г. на 26,6%. Максимальные темпы роста цен фиксировались на рынке в первые месяцы 2023 г., а также всплеск инфляции пришёлся на период с июня по август 2023 г. (рис. 1). К концу года динамика цен стабилизировалась, однако уже в начале 2024 г. вновь была зафиксирована тенденция к росту, которая достигла максимума в марте. Индекс цен тогда составлял 44,9%, затем показатель инфляции начал сокращаться и по состоянию на сентябрь 2024 г. достиг минимальных значений на уровне 18,5%.
Значительные различия наблюдались в динамике цен на импортные и отечественные препараты (рис. 2). Рост цен на иностранную продукцию носил волнообразный характер. По итогам апреля 2024 г. регистрировался абсолютный максимум индекса цен на импортные ветпрепараты — инфляция тогда была зафиксирована на уровне 62%. В мае показатель начал снижаться и к сентябрю фиксировался на уровне 19,9%. Суммарно за январь-сентябрь 2024 г. цена на импортные препараты выросла на 35,2%.
Максимальный показатель динамики цен на отечественные препараты фиксировался в январе 2023 г. на уровне 35,8%, далее динамика цен демонстрировала нисходящий тренд, достигнув минимума к декабрю 2023 г. (6,5%). Тем не менее, в январе 2024 г. цены начали расти, индекс цен был отмечен на уровне 9,5%. В течение восьми месяцев текущего года инфляция на российскую продукцию колебалась в диапазоне от 7,9% (в феврале) до 13,2% (в августе). В сентябре вновь произошёл резкий скачок, когда показатель инфляции достиг 16,5%. По итогам первых девяти месяцев 2024 г. цена на российские препараты выросла на 9,3%.
Серьёзные различия наблюдались на протяжении прошлого года также в отношении разных каналов рынка (рис. 3). Общий рост цен в онлайн канале в 2023 г. достигал 45%, заметно опережая инфляцию в офлайне, где цены по итогам года выросли на 23%. Однако рост индекса цен в обоих каналах в апреле 2024 г. сменился на нисходящий тренд, который продолжался до конца лета. В августе текущего года, впервые за долгое время, показатель инфляции в онлайн-продажах ветпрепаратов оказался ниже, чем индекс цен в традиционной рознице. В e-com показатель снизился до отметки 13,5%, в офлайн достиг значения 19,6%. В сентябре этот тренд продолжился — в e-com сегменте индекс цен составил 12,2%, а в традиционной рознице 19,1%. Суммарно цены в интернет-продажах за первые девять месяцев повысились на 31,6%. При этом, в офлайн индекс цен за январь-сентябрь достигал 25,9%.