Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения со ссылкой на сведения предоставленные фармдистрибьютором ЦВ «ПРОТЕК», сообщает о хищении во время транспортировки в период с 23 ноября по 5 декабря 2020 года целого ряда лекарственных средств как российского, так и зарубежного производства. Ведомство опубликовало данные о лексредствах, включая торговое наименование, информацию о производителе и номер серии.
Росздравнадзор акцентирует внимание всех субъектов обращения лекарственных средств, что в случае выявления перечисленных в документе серий лекарств, необходимо уведомить ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» по указанным в документе контактным данным.
Среди украденных препаратов значатся Прадакса® (для профилактики инсульта), Луцетам® (ноотропный препарат), Верошпирон (диуретическое калийсберегающее средство), Кавинтон® форте (препарат, улучшающий кровообращение и метаболизм головного мозга), Макропен® (антибиотик) и многие другие.
Здесь необходимо отметить, что похищенные лекарственные средства могут представлять угрозу жизни и здоровью людей. Не стоит рассчитывать, что похитители хорошо знакомы с условиями хранения и правилами GDP и обеспечат хранение такого груза в надлежащих условиях. По этой причине есть риск, что лекарственные средства могут утратить свои потребительские качества, а в отдельных случаях просто стать опасными для применения.
Кража лекарственных средств может привести к невыполнению контрактных обязательств и убыткам организации. Лучше, если грузы лекарственных средств будут застрахованы от хищения. При наступлении страхового случая стоимость похищенного груза полностью компенсирует страховая компания. Однако такая компенсация далеко не полностью покрывает возможные убытки, так как зачастую похищенный товар нечем заменить – производство работает по утвержденному плану и выпуск излишков продукции не предусмотрен. Таким образом срывается выполнение контрактов, что влечет за собой финансовые и репутационные риски.
Факт кражи фармацевтических грузов может негативно сказаться на репутации компании, так как ставит под сомнение правильность мер, принимаемых для обеспечения безопасности бизнеса и достаточной осмотрительности при выборе подрядчиков, в случае если утрата груза произошла при нахождении груза в распоряжении подрядной организации.
Также нужно понимать, что кража лекарств может произойти как на этапе транспортировки, так и при хранении товаров на складе. С точки зрения уязвимости, самым незащищенным от кражи является автомобильный транспорт. И именно этим видом транспорта осуществляется значительное количество перевозок лекарственных средств. На втором месте по частоте совершаемых краж при транспортировке грузов стоит железнодорожный транспорт. В материале «Обеспечение сохранности от кражи фармацевтических грузов», автор — Олег Купленский (директор по развитию бизнеса, Avesta Pharmaceuticals, LLC) подробно рассматривает организационные меры и технические средства, которые могут позволить избежать кражи лекарств на протяжении всей цепи поставок.