В 2020 году Группа STADA обеспечила общий рост продаж на 18% и повышение скорректированного показателя EBITDA на 15% (без учета изменения курсов национальных валют) по сравнению с 2019 финансовым годом. Общий объем продаж Группы STADA составил 3,01 миллиарда евро, при этом около половины объема пришлось на сегменты Consumer HealthCare и специализированных брендов. По результатам 2020 года STADA заняла четвертое место на европейском рынке дженериков и поднялась с девятого на пятое место на европейском рынке сегмента Consumer HealthCare.
На протяжении всего 2020 года главным приоритетом STADA было обеспечение здоровья и безопасности сотрудников и их семей, — сообщил главный исполнительный директор STADA AG Питер Гольдшмидт. — STADA быстро отреагировала на пандемию, и мы продолжили укрепление нашей логистической инфраструктуры для обеспечения устойчивого будущего компании. Я горжусь тем, как STADA неустанно работала с сотнями партнеров во время пандемии, чтобы не допустить сбоев в поставках лекарственных препаратов. Таким образом компания продолжает следовать миссии: заботиться о здоровье людей, выстраивая доверительные отношения с партнерами и потребителями.
Приобретения Группы и текущие меры по повышению эффективности работы подразделений логистики, закупок, продаж и маркетинга способствовали увеличению скорректированной EBITDA на 15% до 713 млн евро без учета изменения курсов национальных валют. Инвестиции в цепочки поставок укрепили позиции STADA, обеспечив рекордный объем производства, высокий уровень поставок и отсутствие критических замечаний в рамках регуляторных инспекций производственных площадок в 2020 году.
STADA закрыла в общей сложности семь сделок, включая приобретение портфеля витаминов, минералов и биологически активных добавок Walmark в Центральной и Восточной Европе, портфеля компаний GSK и Takeda в России и СНГ. Кроме того, в течение 2020 года было закрыто более 80 сделок по лицензированию.
По итогам 2020 года STADA в регионе Россия и СНГ продемонстрировала значительный рост в сегментах Consumer HealthCare, брендированных рецептурных препаратов и дженериков.
Скорректированный с учетом изменений курсов национальных валют объем продаж брендированных продуктов (продукты сегмента Consumer HealthCare и брендированные рецептурные препараты) в регионе Россия и СНГ вырос на 99% – в основном за счет роста продаж на российском рынке, и в значительной степени это обусловлено долей продаж от приобретенного портфеля продуктов Takeda. С учетом падения курса рубля продажи в евро выросли на 74% и составили 407,0 млн евро. Таким образом, рынок России и стран СНГ продолжает оставаться для STADA вторым по значимости после рынка Германии.
Скорректированный с учетом изменений курсов национальных валют объем продаж дженериков в регионе вырос на 12% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В свете падения курса рубля продажи в евро остались на уровне предыдущего года — 96,1 млн евро (в 2019 году — 96,1 млн евро).
«Российский рынок является вторым по значимости для Группы STADA AG, которая ведет деятельность в 120 странах мира. Это стратегически важный регион, который обладает огромным экономическим потенциалом. При этом население испытывает большую потребность в качественных лекарственных средствах. Мы можем внести существенный вклад в обеспечение этой потребности, что полностью соответствует миссии STADA — заботиться о здоровье людей, выстраивая доверительные отношения с партнерами и потребителями. По итогам 2020 года органический рост продаж STADA в России составил 20%, а общий рост продаж — 84% по сравнению с 2019 годом, — подчеркнул исполнительный вице-президент STADA в России и СНГ Штефан Эдер. — STADA продолжает инвестировать в фарминдустрию России и СНГ, что подтверждает наше долгосрочное намерение и дальше оставаться надежным партнером для клиентов, пациентов и профессионального сообщества».
В первом квартале 2020 года STADA завершила сделку с Takeda по приобретению около 20 продуктов сегмента Consumer HealthCare (безрецептурных препаратов) и рецептурных препаратов, став крупнейшим иностранным инвестором в российскую фармацевтику. Кроме того, сделка позволила Группе еще интенсивнее расширять свой бизнес в сегменте брендированных продуктов в России и странах СНГ, а также осуществлять дальнейшую интернационализацию бизнеса. STADA занимает второе место в сегменте Consumer HealthCare на российском фармацевтическом рынке и третье место в розничном рынке.
Благодаря четкой стратегии непрерывного роста, основанной на общей миссии, видении и ценностях, компания ожидает сохранения своих темпов роста в 2021 году. Объясняя причины такого оптимистичного прогноза на 2021 год, Питер Гольдшмидт отметил, что в разработке у STADA находится грамотно составленный портфель дженериков. При этом расширяется присутствие группы в сегменте специализированных препаратов за счет партнерских сделок по биоаналогам и выводу на рынок новых продуктов, например, инновационного запатентованного препарата для лечения болезни Паркинсона на поздней стадии. Бренды сегмента Consumer HealthCare, такие как Zoflora, набирают обороты в нескольких странах, в США выходят на рынок такие бренды БАДов, как Bio360 и Nuvia. Такие флагманские бренды сегмента Consumer HealthCare в России, как «Кардиомагнил» и «Витрум», пользуются спросом со стороны все большего числа потребителей, заботящихся о своем здоровье.