Отраслевой информационный портал

Отмена торговых барьеров ведет к снижению себестоимости иностранной продукции

Вступление России в ВТО и связанные с ним последствия для фармацевтической отрасли вызывают неоднозначные мнения в обществе. Стоит обратиться к основным принципам и механизмам функционирования этой организации. ВТО использует такие инструменты расширения международной торговли и стимулирования инвестиций, как глобальное сокращение тарифов, предоставление товарам иностранного происхождения защиты наравне с отечественными товарами, отказ от мер количественного ограничения. Тем самым членство в ВТО исключает продвижение политики импортозамещения, предполагающей замещение импорта национальными товарами посредством использования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также субсидирования производств внутри страны.

Россия становится членом ВТО и принимает на себя обязательства по действующим в ее рамках соглашениям, а также обязуется соблюдать специфические обязательства по товарам и услугам, согласованные в результате завершившихся переговоров. При этом резкой смены внешнеэкономической политики государства не произойдет, поскольку процесс присоединения не был одномоментным, ему предшествовала серьезная работа и постепенное внедрение в национальную систему основополагающих норм ВТО. В качестве яркой иллюстрации предварительного снижения торговых барьеров можно отметить отмену лицензирования импорта лекарственных средств в октябре 2011 года, т.е. до завершения процесса присоединения.

Этот пример интересен еще и тем, что лицензирование импорта лекарственных средств в России было отменено не внутренним актом, а решением Комиссии Таможенного союза (ТС), имеющим прямое действие на территории его государств-членов. В данном контексте актуальность приобретает вопрос о соотношении норм ТС и ВТО по вопросам международной торговли. Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, который также вступает в силу с даты присоединения России к ВТО, установлен приоритет положений ВТО над соответствующими положениями и решениями Таможенного союза. Это означает, что положения ВТО становятся обязательными в том числе для остальных членов ТС, не вступивших в ВТО. Отступление от положений ВТО для страны-члена ТС, не являющейся членом ВТО, возможно лишь в ограниченных случаях. Вместе с тем пока сняты не все барьеры для открытой торговли и предстоят определенные изменения в правовом регулировании. К основным принципам, исполнение которых должно будет обеспечить государство, относятся принцип недискриминации, принцип наибольшего благоприятствования и принцип предоставления национального режима, которые во взаимодействии призваны способствовать либерализации международной торговли. На практике реализация указанных принципов влечет для российской фармацевтики право пользоваться выгодами от международной торговли, для российского государства – обязанность обеспечивать добросовестную конкуренцию на фармацевтическом рынке, устранять препятствия в международной торговле и не применять дискриминационных ограничений для доступа на рынок иностранных производителей.

Ожидается, что основным выгодоприобретателем в свете предстоящих изменений должен стать потребитель товаров, поскольку снижение торговых барьеров неизбежно ведет к снижению себестоимости иностранной продукции за счет сокращения расходов на ввоз, усилению конкуренции и повышению качества реализуемой на рынке продукции. Вместе с тем преобразования и снижение таможенных пошлин будет происходить постепенно, так как фармацевтическая отрасль, как и ряд иных чувствительных отраслей экономики, защищены переходным периодом от 3 до 7 лет.

Правила ВТО затрагивают не только торговлю товарами, но и рынок услуг и охрану прав интеллектуальной собственности. В последнем случае речь идет о Соглашении ВТО по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), положения которого уже частично нашли отражение в российском законодательстве. Напрямую с моментом вступления в силу для России протокола о присоединении к ВТО связано вступление в силу положений ч. 6 ст. 18 ФЗ “Об обращении лекарственных средств”. Этой нормой предусмотрен запрет на получение, разглашение, использование в коммерческих целях и в целях государственной регистрации лекарственных препаратов информации о результатах доклинических и клинических исследований лекарственных препаратов, представленной заявителем. Российским законодательством установлен шестилетний срок охраны, а несоблюдение запрета должно влечь за собой установленную законодательством ответственность. Как будущий член ВТО Россия в ближайшее время должна изменить декларативный характер данной нормы и разработать эффективный механизм реализации прав интеллектуальной собственности.

Безусловным прогрессом в рамках принятых Россией по ВТО обязательств является не только предварительная публикация всех проектов нормативных правовых актов, но и обязательность их обсуждения представителями индустрии. Таким образом, у профессионального сообщества появляется дополнительная возможность и, одновременно, обязательство – быть максимально внимательными к законодательным изменениям и принимать активное участие в процессе обсуждения законотворческих инициатив с учетом приоритета норм ВТО.

Источник rg.ru

spot_img

Экспертные материалы