Роль государства в разработке инновационных лекарств

4503

Роль фармацевтической отрасли для здравоохранения очевидна и огромна. Лекарства – это основной инструмент врача. Яркие примеры снижения смертности и заболеваемости населения благодаря прорывам в разработке новых лекарств можно перечислять бесконечно.

Так, открытие в 1928 г. А. Флемингом пенициллина и внедрение его в лечебную практику во время Второй мировой войны [1], привело не только к значительному снижению смертности от инфекционных заболеваний во всем мире, но и значительному прогрессу в хирургии. В Великобритании с 1981 по 2000 г. смертность от болезней системы кровообращения снизилась в 2 раза, и более половины медицинского эффекта произошло благодаря новым лекарствам [2]. Появившееся в последнее время «препараты прямого противовирусного действия» [3] против гепатита С позволяют полностью вылечить это тяжелое заболевание. Антиретровирусная терапия превратила ВИЧ-инфекцию из неизбежно смертельного заболевания в управляемое хроническое, причем схемы лечения стали максимально удобными для пациентов, соответственно возросла приверженность пациентов к терапии. Лекарственные препараты (ЛП) — ингибиторы тирозин-киназы позволили увеличить с 20% до 90% 5-летнюю выживаемость пациентов с хронической миелоидной лейкемией [4]. ЛП клеточной и генной терапии, зарегистрированные в последние годы, могут обеспечить новый принципиальный прорыв в области снижения заболеваемости и смертности населения.

Но роль фармацевтической отрасли не ограничивается системой здравоохранения, она играет важнейшую роль в развитии мировой экономики и экономики отдельных стран.

В 2018 г. общий объем продаж ЛС составил $1,2 трлн в конечных ценах потребителей [5]. Это 1,4% мирового ВВП в 2018 г. В развитых странах продажи ЛС составляют в среднем 1,7% ВВП (амбулаторный и стационарный сектор) [6]. Фармацевтическая отрасль играет также большую роль в занятости населения: всего в мире в фармацевтической отрасли занято около 4,4 млн чел. [7]. Некоторые развитые страны (например, Германия) получают значительную дополнительную выручку от экспорта ЛС — $92 млрд  в 2018 г. или 6,2% от общего экспорта страны [8].

Большинство научных исследований в области наук о человеке – это поиск новых молекул и разработка новых лекарств. Фармацевтические компании также помогают развивать науку и образование, например, в 2018 г. вложения в научные исследования составили $150 млрд  (или 12,5% от общих продаж на фармацевтическом рынке) [9].

В Советском Союзе фармацевтическая отрасль была хорошо развита. К 1990 г. по масштабам производства лекарств, численности аптечной сети, кадровым ресурсам и объему продаж она являлась одной из крупнейших в мире. К 1986 г. количество аптечных учреждений составляло 31,3 тыс. организаций, количество занятых в фармацевтике – более 20 тыс. чел. [10]. Затем, после распада Советского Союза, в период с 1993 по 2012 г. в результате снижения государственного финансирования медицинской науки и фармацевтического производства, сокращения общего объема государственных закупок ЛП, а также перехода преимущественно на потребление импортных ЛС, вес и роль отечественный фармацевтического сектора существенно ослабла.

В этой связи в 2009 г. были приняты Стратегия и Программа развития отечественной фармацевтической промышленности [11]. Благодаря реализации этой Программы были достигнуты следующие результаты: доля отечественных ЛП выросла до 30% от общего объема рынка, доля российских препаратов в перечне ЖНВЛП (Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) составляет более 86%, объем экспорта в 2018 г. превысил $500 млн  [12].

Сегодня, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах РФ» предстоит сделать следующий прорыв в области развития социальной сферы и экономики страны, в том числе отечественной фармацевтической отрасли [13].

В Указе поставлены следующие цели:

  • Увеличить ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) населения с 72,9 лет в 2018 г. до 78 лет к 2024 г. и, далее, до 80 лет к 2030 г.
  • Ускорить технологическое развитие РФ, в том числе увеличить число организаций, осуществляющих технологические инновации до 50% от общего числа организаций.
  • Обеспечить экономический рост страны больше общемирового при сохранении макроэкономической стабильности, а также обеспечить вхождение РФ в 5 крупнейших экономик мира к 2024 г.
  • Создать экспортоориентированный сектор, в том числе в агропромышленном секторе и секторе медицинских услуг.

В достижении этих целей фармацевтическая отрасль должна сыграть не последнюю роль. Именно поэтому действующая Программа «Фарма-2020» была продлена до 2024 г. Согласно программе, к 2024 г. необходимо достичь следующих показателей:

  • увеличить число рабочих мест до 23 тыс.;
  • увеличить долю ЛП отечественного производства до 36,4% в общем объеме продаж;
  • увеличить до 80 процентов долю стратегически значимых ЛС, производство которых осуществляется по полному производственному циклу на территории РФ [14].

В этой связи важно изучить опыт развитых стран в области инновационного развития фармацевтической отрасли. В этой статье мы сравнили РФ по ключевым показателям, характеризующим состояние фармацевтической отрасли, с другими странами; изучили наиболее распространенные меры государственной политики, направленные на стимулирование ее развития, а также отдельные программы, реализующиеся сегодня в США, ЕС (Великобритании), Южной Корее и Китае. На основании анализа сделаны рекомендации для РФ по формированию национальной лекарственной политики, которая будет способствовать достижению национальных целей страны.

Сравнение показателей развития фармацевтической отрасли в РФ и других странах

В таблице 1 представлено сравнение ключевых показателей, характеризующих состояние и деятельность фармацевтической отрасли в РФ и развитых странах (США, Великобритания, Южная Корея, Китай). Красным цветом показаны те показатели в РФ, которые отстают от названных стран.

Таблица 1. Сравнение показателей развития фармацевтической отрасли в РФ, США, Великобритании, Китае и Южной Корее

Ulumbekova tablica rus

В РФ ОПЖ в 2018 г. составила 72,9 лет, что на 5,7 лет ниже, чем в США; на 8,4 лет ниже, чем в Великобритании; на 3,6 лет ниже, чем в Китае и на 9,8 лет ниже, чем в Южной Корее [15].

В РФ в 2018 г. ВВП на душу населения составил $29 100  ППС (ППС – паритет покупательной способности, в 2018 г. $1 ППС = 25,6 руб.), что на 61% выше, чем в Китае ($18,1 тыс.  ППС); но на 53% ниже, чем в США (62 500 $ ППС); на 36% ниже, чем в Великобритании ($45 640 ППС) и на 27% ниже, чем в Южной Корее ($40 100 ППС).

В РФ в 2018 г. объем фармацевтического рынка в абсолютных показателях составил $61,5 млрд  ППС [5], что в 7,3 раза меньше¸ чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Китае, однако в 1,6 раза больше, чем в Великобритании и Южной Корее. Однако, в РФ в 2018 г. в доле ВВП расходы на лекарства составили только 1,6%, что значительно ниже, чем в большинстве рассматриваемых стран, кроме Китая (0,5% ВВП). В США этот показатель составляет 2,3% ВВП, в Великобритании 1,4%, в Южной Корее 1,9%. [15]. Также в РФ доля государственных затрат на ЛС в амбулаторных условиях составляет только 0,25% ВВП, что значительно ниже, чем в большинстве стран, в США они составляют 0,6% ВВП, в Великобритании – 0,8% ВВП, в Южной Корее – 0,7%, в Китае – 0,4%. Затраты на ЛС в амбулаторных условиях в $ ППС на душу населения в РФ также значительно ниже, чем в рассматриваемых странах ($62  ППС), что в 3,4 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (рис. 1).

Рисунок 1. Подушевые расходы на ЛП в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ и странах ЕС

ul shema 01

В РФ фармацевтический рынок преимущественно импортоориентированный, в отличие от рынка, например, Великобритании. Это означает, что в РФ торговое сальдо экспорта и импорта отрицательное и составляет -0,5% ВВП, а Великобритании – +0,1% ВВП. РФ занимает небольшую долю в мировом фармацевтическом экспорте – только 0,1%, в то время как доля США в 59 раз выше и составляет 5,9% [16], а доля Германии в 168 раз выше – 16,8%.

Самая большая абсолютная занятость в фармотрасли – в Китае (2,3 млн чел.) или 0,3% от общего числа занятых [17], следующей страной по занятости в фармотрасли является США с количеством занятых 500 тыс. чел. или 0,3% от общего числа занятых [17]. В РФ в 2018 г. количество занятых в фармотрасли составило 79 тыс. чел. или 0,1% от всего работающего населения страны [18], это самый низкий показатель из рассматриваемых стран.

Самими важными показателями в оценке разработки новых ЛС являются затраты государства на НИР и количество новых зарегистрированных ЛС. В РФ расходы на НИР составили 0,04% ВВП, что в 10 раз ниже, чем в США (0,4% ВВП), в 7,5 раз ниже, чем в Великобритании (0,3% ВВП), и в 1,5 раз ниже, чем в Китае (0,06% ВВП) [15].

В последние пять лет увеличивается количество новых зарегистрированных ЛС. В РФ в период с 2014 по 2018 г. было зарегистрировано только 3 новых ЛС, в США за этот же период — 213 новых ЛС [19]. Рекордным для США стал 2018 г., когда  в Администрации по Лекарствам и Пищевым продуктам (FDA — Food and Drug Administration) [19] было зарегистрировало 59 новых ЛС. Также большое количество новых препаратов регистрируется в Европе — 251 препарат за последние 5 лет [20].

В последние десятилетия постоянно повышается количество новых исследований в разработке ЛС. На настоящий момент в работе находится более 25 000 проектов (лекарственных препаратов-кандидатов, изучаемых по определенным показаниям) для 17 000 препаратов-кандидатов. Из них в клинической стадии исследований находятся 9 000 проектов [21]. То есть в ближайшие годы следует ожидать появления на рынке большого количества новых ЛС.

В том числе ЛС нового класса или так называемой передовой терапии. К ним относятся препараты клеточной терапии (например, CAR-T), ДНК и РНК препараты (генная терапия) и ткане-инженерные препараты [22]. Сегодня в мире в разработке находится более 800 CAR-T проектов, причем лидерами в этом направлении являются США (165 проектов в разработке) и Китай (166 проектов) [23]. Среди генных технологий одним из перспективных методик является CRISPR-технология, и половина всех публикаций по CRISPR-исследованиям имеют авторство ученых также из США (898 публикаций) и Китая (829 публикаций за 2018 г.). Для сравнения – учеными из РФ было опубликовано всего 18 статей по этому научному направлению [24].

Таким образом, из анализа ключевых показателей, характеризующих фармацевтическую отрасль, видно, что РФ существенно отстает от других стран по ОПЖ, по доле государственных расходов на лекарства в ВВП и на душу населения (в том числе в амбулаторных условиях), по числу рабочих мест в фармацевтической отрасли, по доле расходов на НИР в ВВП, по показателям инновационного развития отрасли.

Государственная политика развитых стран по ускорению разработки и выводу на рынок новых ЛС

Общие направления государственной политики

Четыре главных направления государственной политики по разработке новых ЛС представлены на рис. 2. Первое – стимулирование проведения научных исследований, второе – поддержка трансляции этих исследований в производство, третье – обеспечение ускоренной регистрации новых ЛС, и, четвертое, — расширение рынков сбыта (внутренних и потенцирование экспорта). Важную роль играют такие вспомогательные и поддерживающие инструменты, как развитие системы патентования, кадрового и материально-технического обеспечения фармацевтической отрасли.

Рисунок 2. Государственное регулирование и управление системой разработки новых ЛС

ul shema 03

Открытие и разработка новых ЛС, трансляция НИР в коммерческий продукт

На рис. 3 представлены основные стадии открытия и разработки нового ЛС. Как правило, для этого требуется около 10-12 лет, из них поиск мишеней и молекул и доклинические исследования препарата занимают 3-5 года, клинические исследования – до 7 лет, регистрация ЛП проходит в течение 6 мес.-2 лет [25].  Из 10 000 молекул-кандидатов до регистрации доходит только одно ЛС.

Стоимость разработки одного ЛС постоянно повышается и, в настоящее время, составляет в среднем около $2 млрд  [26]. Наиболее дорогостоящая стадия разработки – это клинические исследования, стоимость которых может составлять до 50% от всей стоимости разработки.

Рисунок 3. Стадии открытия и разработки нового ЛС

ul shema 04

Государство активно поддерживают НИР в области открытия ЛС путем прямого финансирования разработок [27], особенно фундаментальных исследований. Это поддержка может быть в виде грантов университетам и фармацевтическим производителям, спонсирование работы научных институтов, заказ государством низко-маржинальных разработок (например, НИР по препаратам для лечения тропических заболеваний) [28]. Одним из инструментов стимулирования являются специальные налоговые льготы при проведении НИР.

Принято разделять эту политику на 2 типа “pull” — «вытягивание» и “push” — «подталкивание» [29].

«Вытягивание НИР» заключается в мерах, направленных на увеличение доходов частных компаний, занимающихся разработкой лекарств, это:

  • создание благоприятной среды для патентования результатов интеллектуальной собственности (РИД);
  • установление премиальных цен при закупках новых ЛП, «приз» за инновации»;
  • ускоренная регистрация новых ЛП.

«Подталкивание НИР» направлено на снижение стоимости НИР, это, как правило:

  • налоговые льготы при проведении НИР;
  • прямое финансирование фундаментальных исследований – гранты;
  • контракты длительного цикла, когда государство «заказывает» разработку ЛС фармацевтической компании с сохранением прав государства или с разделением их с разработчиком;
  • прямое спонсорство всех циклов разработки, особенно для ЛС, направленных на неудовлетворенные нужды медицины, которые коммерчески невыгодны частным компаниям, например, создание новых антибиотиков, вакцин и др.

Трансляция НИР в коммерческий продукт является «узким горлышком» процесса разработки нового ЛС, то есть этапом, на котором многие проекты терпят неудачу [30]. Меры, которые позволяют преодолеть эту проблему:

  • создание специальных условий патентования (например, акт Бея-Доула в США, см. далее);
  • создание биокластеров, которые позволяют сосредоточить в одном месте ученых, разработчиков и производителей, например, Стевенджский центр в Великобритании (Stevenage Bioscience Catalyst);
  • развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), когда государство наряду с частными компаниями вкладывает средства в разработку новых лекарств, например, Инициатива по Инновационным Лекарствам (Innovative Medicine Initiative в ЕС);
  • создание благоприятных условий для венчурного финансирования (развитие предпринимательства ученых, льготные кредиты и специальные венчурные фонды в США).

Для ускорения внедрения ЛС в производство государство организует государственные опытные производства для отработки промышленной технологии, предоставляет субсидии на перевооружение производств и трансфер зарубежных технологий.

Регистрация ЛС

Фармацевтическая отрасль требует строгого контроля со стороны государства в части эффективности, безопасности препаратов, контроля процессов доклинической и клинической разработки. Это международные требования к разработке «Надлежащая Лабораторная Практика», «Надлежащая Клиническая Практика» (GLP – Good Laboratory Practice, GCP-Good Clinical Practice) и контроля производственных процессов «Надлежащая Производственная Практика»  (GMP- Good Manufacturing Practice). В последние годы, с развитием клеточных и тканевых технологий, появилась система контроля тканевых производств «Надлежащая Тканевая Практика» (GTP- Good Tissue Practice). Одновременно со строгим контролем, государство выработало меры по стимуляции разработки новых ЛС с помощью определенных регистрационных мер, это ускоренная регистрация, экспертная поддержка регистрационного процесса, например, в ЕС создана специальная Комиссия «Приоритетные препараты» (PRIME – Priority Medicines) для регистрации препаратов передовой терапии.

Государственные закупки ЛС

В силу высоких рисков и стоимости разработки лекарств, многие новые ЛС стоят крайне дорого. Например, препарат генной терапии спинальной мышечной атрофии Zolgensma стоит $2 млн на одного больного на курс лечения [30].

Для того, чтобы обеспечить баланс между применением новых ЛП, и дженериков (воспроизведенных) ЛП в развитых странах созданы специальные организации по оценке технологий в здравоохранении (Health Technology Advisory Committee). Задача этих организаций путем проведения сравнительной экономической и клинической эффективности оценить ценность нового ЛП для общества.

В большинстве стран ЕС для целей возмещения стоимости ЛП пациентам приняты позитивные перечни ЛП. В Германии, Великобритании и Испании используются негативные перечни (стоимость ЛП в них не возмещается государством). Доля ЛП, стоимость которых возмещается государством, составляет от 70% до 83% из всех зарегистрированных ЛП, из них ЛП с ограничениями по показаниям – от 40% до 60%. В Германии и Великобритании стоимость ЛП возмещается государством сразу после их регистрации (по цене, установленной производителем), пока не проведена оценка их клинической и экономической эффективности, не принято решение о включении их в возмещаемые перечни и не установлена цена возмещения. Процесс включения ЛП в перечень напрямую связан с установлением предельной цены на него.

Как правило, при принятии решения о включении ЛП в возмещаемый государством Перечень лекарств, оценивается дополнительный терапевтический эффект ЛП по сравнению с другими ЛП, его экономическая эффективность и влияние на бюджет здравоохранения (последнее – не все страны). Существует 2 основных подхода в оценке ЛП, которые зависят от того, установлена ли предварительная цена на ЛП:

  • при наличии цены (установленной производителем или в процессе переговоров с ними) проводится оценка сравнительной экономической эффективности;
  • оценка дополнительной терапевтической пользы от ЛП в сравнении с существующим на рынке ЛП, далее в зависимости от величины этого эффекта принимается решение о включении в перечень и цене возмещения.

Следует отметить, что в РФ доля потребления воспроизведенных ЛП (дженериков) в РФ самая высокая среди стран ОЭСР, рис. 4. В 2018 г.  в стоимостном выражении она составила 61%, что в 2,3 раза выше, чем в странах ЕС (в среднем у них 26%), и в упаковках – 86%, что в 1,6 раза выше, чем у них (53%). Это может свидетельствовать о том, что наши граждане недополучают сегодня инновационные лекарства [15, 32].

Рисунок 4. Доля дженериков на фармацевтическом рынке в РФ (2018) и странах ОЭСР (2017)

ul shema 02

Для успешной разработки инновационных ЛС принципиально важна подготовка высококвалифицированных кадров.  Для этого за счет государственных средств разрабатываются и реализуются в вузах и научных центрах специальные программы обучения и подготовки исследователей, в том числе и за рамками биолого-медицинских дисциплин, например, финансовый менеджмент, управление персоналом, медицинская и био-информатика. Разработка новых ЛС требует также развития обеспечивающих отраслей – химической, производства лабораторного оборудования, реактивов, лабораторное животноводство. Для ускорения исследований важно, чтобы все материально-техническое обеспечение было высокого качества и поставлялось в кратчайшие сроки.

Примеры инновационного развития фармацевтической отрасли в развитых странах

США

США по праву считается страной – лидером в разработке фармацевтических препаратов, в настоящее время около 60% всех научных исследований приходится на США.

Поддержка фундаментальных и клинических исследований. Комплексная поддержка государством научных разработок началась в 1945 г. с доклада Ванневара Буша перед президентом США «Наука без границ» («Science: the Endless Frontier») [33].  Вместо создания с нуля сети специализированных научно-исследовательских институтов под крышей одной или нескольких академий, Буш рекомендовал сформировать единую систему, основанную на партнерстве уже имеющихся университетов и федерального правительства. В результате в США был создан Национальный Институт Здоровья (NIH — National Institute of Health). Его целью стала организация и координация фундаментальных и прикладных исследований в биологии и медицине. На настоящий момент NIH является крупнейшим исследовательским учреждением в области здравоохранения в мире, его бюджет в 2019 г. составил $31млрд  (в рублях по курсу ППС — 775 млрд рублей в год) [34]. Он объединяет 27 отдельных научных институтов по различным областям медицинских знаний.  В 2011 г. в рамках NIH был создан отдельный центр для стимуляции процесса трансляции научных разработок — National Center of Advancing Translational Sciences [35]. А в 2011 г. был создан центр для анализа портфеля грантов, результатов исследований и прогнозирования финансирования исследований Office of Portfolio Analysis [36].

Ускорение трансляции НИР в коммерческий продукт. Важной ролью в создании системы трансляции научных разработок в коммерческий продукт стало принятие в США акта Бея-Доула или Акта по патентам и торговым маркам (Patent and Trademark Law Amendments Act) [37]. До принятия этого закона федеральное правительство владело правами на любое «патентабельное» научное исследование, которое было осуществлено на федеральные деньги. Акт Бея-Доула передал федеральные права на патенты и открытия самим университетам, оставив за последними право решать по своему усмотрению, как распоряжаться этими правами. В настоящее время в каждом университете США есть специальный отдел по патентованию.

В США с конца 70-х годов XX века начинает формироваться система венчурного финансирования фармацевтических разработок и производств. Примером ускоренной трансляции новейших научных разработок может служить CRISPR технология редактирования генома. Данное научное открытие было сделано в 1995 г. Francisco J.M. Mojica и описано как система иммунитета у бактерий [38]. В 2012 г. с интервалом в несколько месяцев появились работы Jennifer A. Doudna из Калифорнийского университета в Беркли [39] и Feng Zhang из Института Броуда MIT [40], в которых исследовалась возможность целенаправленного изменения генома с помощью метода CRISPR. Уже через два года после этих публикаций Jennifer A. Doudna основала малую биотехнологическую компанию Caribou Biosciences [41], а Feng Zhang стал президентом компании Editas Medicine [42].  В настоящее время обе компании, благодаря патентам и поддержке со стороны венчурных фондов, уже проводят доклинические и клинические исследования с использованием методики CRISPR.

Ускоренная регистрация новых ЛП. США также активно применяют ускоренную регистрацию лекарств. Этим занимается FDA с бюджетом $5,7 млрд в год и 15 тыс. сотрудников [43].  В настоящее время, механизмы ускоренной регистрации предусмотрены для следующих видов разработок: первый в классе, орфанный препарат, регистрация вне очереди, прорывная терапия, приоритетная регистрация, ускоренная регистрация (first in class, orphan designation, fast track, breakthrough, priority, accelerated approval) [19]. В результате в США в 2018 г. не менее 70% из 59 новых ЛП были зарегистрированы по укоренным процедурам. Специально для стимуляции регистрации клеточных и генных продуктов была установлена отдельная процедура регистрации этих препаратов (Regenerative Medicine Advanced Therapy  Designation) [44].

Объем потребления ЛП. Большой объем фармацевтического рынка США и его постоянный рост создают благоприятные условия для коммерческого успеха новых ЛП. Клиническая и экономическая значимость новых препаратов оценивается в «Институт клинического и экономического рецензирования» Institute for Clinical and Economic Review [45]. Однако, следует отметить, что в США регулирование цен на ЛП в отличие от стран ЕС, менее строгое.

Страны ЕС

С 90-х годов ЕС уступает США в эффективности открытия и разработки новых фармацевтических препаратов по следующим причинам [46]:

  1. фрагментированность управления, финансирования и координации кадров и институтов, вовлеченных в этот процесс;
  2. недостаточное финансирование научных исследований в ряде стран, например, в Германии оно составляло 0,2% ВВП (€6,9 млрд), что в 2 раза ниже, чем в США – 0,4% ВВП ($82 млрд);
  3. слабо развитые инструменты венчурного финансирования и стимуляции развития малых биотехнологических компаний;
  4. недостаточность поощрения предпринимательства ученых;
  5. низкий уровень взаимодействия между отдельными участниками фармацевтической отрасли.

В связи с этим, на уровне ЕС и отдельных стран предпринимаются меры по преодолению названых проблем. Так, Европарламентом в 2008 г. была инициирована программа государственно-частного партнерства в фармацевтике “Инициатива по Инновационным Лекарствам” («Innovative Medicine Initiative»). В качестве показателей успеха программы к 2020 г. должно быть открыто не менее 50 новых таргетов для ЛС, молекул-кандидатов, биомаркеров и диагностических методик. Планируется привлечь не менее €300 млн  частных инвестиций [47].

Важным инструментом стимуляции фармацевтических разработок в странах ЕС является создание биокластеров. В настоящее время в Европе существуют 180 биокластеров [48]. Примером является Stevenage Bioscience Catalyst центр, построенный при участии компании GSK, государства и других частных инвесторов. В нем создана инфраструктура и благоприятная среда для сотрудничества государственных учреждений, малых биотехнологических компаний, разработчиков новых диагностических агентов и программного обеспечения, а также центры коллективного пользования. В центре можно пройти обучение и повышение квалификации в области биологических и  медицинских исследований. В биокластере также действует центр опытного производства препаратов передовой клеточной и генной терапии «Cell and Gene Therapy Catapult» [49].

Южная Корея

Южная Корея в 2000 г. приняла государственную программу инноваций в фармацевтической отрасли 2020 [51,52,53,54,55,56]. К тому времени эта страна уже имела опыт успешного внедрения инноваций в других высокотехнологичных областях: электронике, телекоммуникациях и автомобилестроении. Цели Программы до 2020 г.

  • Войти в состав 7 стран – крупнейших производителей ЛП в мире.
  • Увеличить экспорт ЛС в 10 раз с 2,3 трлн до 23 трлн KRW воны Республики Южная Корея.
  • 2-м корейским фармацевтическим производителям попасть в 50-топ лист мировых фармацевтических производителей.

Приоритеты программы инновационного развития в Южной Корее:

  1. «Glocalization» то есть “localisation”–“globalization”. Это означает, что сначала происходит этап локализации производства дженериков, а затем – развитие производства биосимиляров и разработка новых препаратов для коммерциализации за рубежом.
  2. «Гармонизация»: полная гармонизация процессов разработки, производства и регистрации с международными требованиями, в том числе приглашение инспекторов FDA.
  3. «Развитие клинических исследований»: Сеул к 2016 г. стал городом №1 в Азии по количеству клинических исследований.
  4. «Исследования в области перспективных направлений науки»: развитие разработок клеточной и генной терапии, в результате в 2012 г. был зарегистрирован первый в мире препарат стволовых клеток Hearticellgram-AMI (Pharmicell).
  5. «Привлечение государственного и частного капитала», в том числе не-фармацевтических предприятий, например, такая компания как Samsung инвестировала до $700 млн в биотехнологический бизнес.
  6. «Привлечение человеческого капитала»: из-за рубежа было привлечено более 500 квалифицированных специалистов.

В результате реализации этой программы к 2018 г. в Южной Корее зарегистрировано 29 новых препаратов и 82 «значительно измененные препараты» («incrementally modified drugs»), постоянно растет экспорт, первые южнокорейские биосимиляры зарегистрированы в FDA и в ЕС.

Китай

Китай приступил к реализации государственной программы инновационного развития фармотрасли с 2007 г. по 2020 г. [57,58,59,60].

Цели программы:

  • Внедрить международные стандарты фармацевтического производства;
  • Обеспечить приоритетное развитие биотехнологического направления;
  • Запустить в производство 20-30 новых лекарств;
  • 5-10 из новых лекарств зарегистрировать в FDA или в ЕС.

К 2018 г. в этом направлении реализуется следующая политика:

  • Государством активно поддерживаются научные исследования. В результате на разных этапах НИР находится 800 инновационных молекул и произошел существенный рост научных публикаций и патентов по передовым научным технологиям, например, CAR-T и CRISPR.
  • Осуществляется выход на венчурные рынки США с целью обеспечения доступа к инновационным технологиям в разработке новых ЛС.
  • Осуществляется централизация и анализ больших данных – информация о 10 млн пациентов сегодня собрана в единую базу данных.
  • Привлекаются кадры из-за рубежа по программе «1000 Talents Program». По этой программе из-за рубежа ежегодно в Китай приезжают десятки тысяч китайцев, в том числе известные ученые.
  • Привлекаются иностранные компании — к 2018 г. 20 глобальных фармпроизводителей открыли производственные и научные центры в Китае.
  • Происходит централизация китайской фармпромышленности и переход производителей на требования GMP.
  • Ограничивается доступ иностранных производителей к продажам на внутреннем рынке, соответственно, их вынуждают к локализации производства в Китае. Также государство снижает цены закупки ЛП, при этом субсидируя отечественные компании средствами на развитие производства.

Рекомендации для РФ по ускорению инновационного развития фармацевтической отрасли

На основании проведенного анализа в целях ускорения инновационного развития фармацевтической отрасли в РФ необходимо:

  1. Разработать, утвердить и реализовать Национальную лекарственную политику до 2030 г., направленную на инновационное развитие отрасли, включая мощный компонент фундаментальных исследований с конкретными целями.
  2. Предусмотреть создание единого центра управления этой политикой, который бы объединял действия различных министерств и ведомств в этом направлении.
  3. Увеличить объем внутреннего рынка сбыта ЛС как минимум в 2,4 раза или на 320 млрд руб. ежегодно в ценах 2018 г. (то есть до уровня близкого к «новым-8» странам ЕС по доле ВВП) [61, стр. 202].
  4. Увеличить объем инвестиций в НИР и НИОКР (после разработки национальной лекарственной политики) – в 3 раза или на 150 млрд руб. ежегодно (из них ½- государство, так как это происходит сегодня в развитых странах).
  5. Усилить инструменты привлечения частных инвесторов в НИР, путем развития венчурного финансирования и системы патентования результатов НИР.

Авторы материала:
Улумбекова Гузель Эрнстовна, доктор медицинских наук,
руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)
Худова Ирина Юрьевна, кандидат медицинских наук,
ведущий аналитик Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Материал опубликован в журнале «CIS GMP news» №1 (8) Winter 2020, Arabic Issue

Список литературы

  1. Penicillin: An accidental discovery changed the course of medicine Penicillin was first discovered in 1928 and is now the most widely used antibiotic in the world. https://www.healio.com/endocrinology/news/print/endocrine-today/%7B15afd2a1-2084-4ca6-a4e6-7185f5c4cfb0%7D/penicillin-an-accidental-discovery-changed-the-course-of-medicine (дата обращения 20.01.2020)
  2. Unal В., Critchley J.A., Capewell S. Explaining the Decline in Coronary Heart Disease Mortality in England and Wales Between 1981 and 2000. 2004;109:1101-1107.) DOI: 10.1161/01.CIR.0000118498.35499.B2
  3. Lok A et al, Benefits of Direct-Acting Antivirals for Hepatitis C. Ann Intern  2017;167(11):812-813. DOI: 10.7326/M17-1876
  4. Di Felice, E., Roncaglia, F., Venturelli, F. et al.The impact of introducing tyrosine kinase inhibitors on chronic myeloid leukemia survival: a population-based study. BMC Cancer 18,1069 (2018) doi:10.1186/s12885-018-4984-3
  5. IQVIA Institute for Human Data Science. The Global Use of Medicine in 2019 and Outlook to 2023, Jan. 2019. URL: https://www.iqvia.com/insights/the-iqvia-institute/reports/the-global-use-of-medicine-in-2019-and-outlook-to-2023, (дата обращения 20.01.2020)
  6. OECD, Health at a Glance 2019, URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/4dd50c09-en.pdf?expires=1579511734&id=id&accname=guest&checksum=E5A53AB89DA93221AD8A030581E1E181, (дата обращения01.2020)
  7. Ostwald D., Zubrzycki K., Knippel J. “Measuring the Economic Footprint of the Pharmaceutical Industry – Feasibility Study, www.wifor.de (дата обращения 20.01.2020)
  8. Germany’s Top 10 Exports http://www.worldstopexports.com/germanys-top-10-exports/ (дата обращения 20.01.2020)
  9. Alexander Schuhmacher, The Future of Pharma R&D PHARMA FOCUS ASIA ISSUE — 32 – 2018
  10. Развитие аптечной сети в советский период https://lektsii.org/4-24737.html, (дата обращения 20.01.2020)
  11. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 октября 2009 г. N 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» https://base.garant.ru/4189282/
  12. Сергей Цыб: «Сейчас мы находимся в той точке, когда нам есть что предложить не только отечественному, но и международному рынку здравоохранения» http://ktovmedicine.ru/2019/1/sergey-cyb-seychas-my-nahodimsya-v-toy-tochke-kogda-nam-est-chto-predlozhit-ne-tolko-otechestvennomu-no-i-mezhdunarodnomu-rynku-zdravoohraneniya.html
  13. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах РФ». http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 20.01.2020)
  14. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». https://regulation.gov.ru/projects#npa=98567. 09.01.2020, (дата обращения 20.01.2020)
  15. OECD https://stats.oecd.org/, По РФ Росстат: https://www.gks.ru/folder/12781(дата обращения 20.01.2020)
  16. Workman, Drugs and Medicine Exports by Country. http://www.worldstopexports.com/drugs-medicine-exports-country/, (дата обращения 20.01.2020)
  17. THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY AND GLOBAL HEALTH. International Federation of Pharmaceutical Manufacturers & Associations. URL: https://www.ifpma.org/wp-content/uploads/2017/02/IFPMA-Facts-And-Figures-2017.pdf, (дата обращения 20.01.2020)
  18. Здравоохранение в России.2017. Федеральная служба государственной статистики. 2018. С 8. https://www.gks.ru/storage/mediabank/zdravpdf (дата обращения 20.01.2020)
  19. ADVANCING HEALTH THROUGH INNOVATION. 2018 NEW DRUG THERAPY APPROVALS. https://www.fda.gov/files/drugs/published/New-Drug-Therapy-Approvals-2018_3.pdf. (дата обращения 20.01.2020)
  20. Annual Report 2018. The European Medicines Agency’s contribution to science, medicines and health in 2018. https://www.ema.europa.eu/en/news/ema-annual-report-2018-published  (дата обращения 20.01.2020)
  21. Pharma R&D Annual Review 2019. URL:  https://pharmaintelligence.informa.com/resources/product-content/pharma-rnd-annual-review-2019, (дата обращения 20.01.2020)
  22. The Biopharmaceutical Pipeline: Innovative Therapies in Clinical Development. Analysis group.URL:https://www.analysisgroup.com/globalassets/content/insights/publishing/the_biopharmaceutical_pipeline_reportpdf, (дата обращения 20.01.2020)
  23. Seimetz D., Heller k., Richter J., Approval of First CAR-Ts: Have we Solved all Hurdles for ATMPs? Cell Medicine.Volume 11: 1-16. DOI: 10.1177/2155179018822781
  24. Cohen J., China CRISPR Revolution. Science 365 (6452), 420-421. DOI: 10.1126/science.365.6452.420
  25. Elhassa GO, Alfarouk KO (2015) Drug Development: Stages of Drug Development J Pharmacovigilance 3: e141. doi:10.4172/2329- 6887.1000e141
  26. A. DiMasi, Henry G. Grabowski, Ronald W.Hansen, Innovation in the pharmaceutical industry: New estimates of R&D costs, Journal of Health Economics, 47 (2016), 20–33.
  27. Ekaterina Galkina Cleary E., Beierlein J., Khanuja N et al., Contribution of NIH funding to new drug approvals 2010–2016PNAS | March 6, 2018 | vol. 115 | no. 10 | 2329–2334 SOCIAL SCIENCES
  28. Governments and philanthropists announce new funding for neglected tropical diseases URL: https://www.who.int/neglected_diseases/news/governments-and-philanthropists-announce-new-funding/en/, (дата обращения 20.01.2020)
  29. Kim, Daejung, McGuire, Alistair and Kyle, Margaret (2015) Korean pharmaceutical industry policy: lessons for Korea. Research Reports, 2015-37. Korea Institute for Health and Social Affairs, Sejong, South Korea. ISBN 9788968272905
  30. Ekins S., Waller C, 23Bradley M. et al., Four disruptive strategies for removing drug discovery bottlenecks Drug Discovery Today Volume 18, Issues 5–6, March 2013, Pages 265-271 https://doi.org/10.1016/j.drudis.2012.10.007
  31. At Over $2 Million Zolgensma Is The World’s Most Expensive Therapy, Yet Relatively Cost-Effective. Forbes, https://www.forbes.com/sites/joshuacohen/2019/06/05/at-over-2-million-zolgensma-is-the-worlds-most-expensive-therapy-yet-relatively-cost-effective/#e62cb1b45f5a, (дата обращения 20.01.2020)
  32. Фармацевтический рынок в 2018. DSM group report. https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf
  33. Science The Endless Frontier. A Report to the President by Vannevar Bush, Director of the Office of Scientific Research and Development, July 1945. https://www.nsf.gov/od/lpa/nsf50/vbush1945.htm, (дата обращения 20.01.2020)
  34. NIH budget https://www.hhs.gov/about/budget/fy2018/budget-in-brief/nih/index.html#budget, (дата обращения 20.01.2020)
  35. National Center of Advancing Translational Sciences https://ncats.nih.gov/, (дата обращения 20.01.2020)
  36. NIH, Office of portfolio management, https://dpcpsi.nih.gov/opa, (дата обращения 20.01.2020)
  37. Mowery D., Nelson D, Sampat B et al., The growth of patenting and licensing by U.S. universities: an assessment of the effects of the Bayh–Dole act of 1980. Research Policy 30 _2001. 99–119
  38. Mojica F., Rodriguez-Valera F., The discovery of CRISPR in archaea and bacteria The FEBS Journal 283 (2016) 3162–3169 doi:10.1111/febs.13766
  39. Jinek M., Chylinski K., Fonfara I., Doudna J., et al, A programmable dual RNA-guided DNA endonuclease in adaptive bacterial immunity. Science. 2012 August 17; 337(6096): 816–821.
  40. Le Cong, Ran F.A., Zhang F. et al, Multiplex Genome Engineering Using CRISPR/Cas Systems, Science. 2013 February 15; 339(6121): 819–823. doi:10.1126/science.1231143.
  41. Caribou biosciences. https://cariboubio.com/ (дата обращения 20.01.2020)
  42. Editas medicine. https://www.editasmedicine.com/ (дата обращения 20.01.2020)
  43. FDA at Glance. https://www.fda.gov/about-fda/fda-basics/fact-sheet-fda-glance, (дата обращения 20.01.2020)
  44. Regenerative Medicine Advanced Therapy Designation https://www.fda.gov/vaccines-blood-biologics/cellular-gene-therapy-products/regenerative-medicine-advanced-therapy-designation, (дата обращения 20.01.2020)
  45. Institute for Clinical and Economic Review https://icer-review.org/, (дата обращения 20.01.2020)
  46. McKelvey M., Orsenigo L., Pharmaceuticals as a Sectoral Innovation System. ESSY Project (European Sectoral Systems of Innovation). http://plg-group.com/wp-content/uploads/2014/03/Pharmaceuticals-as-a-Sectoral-Innovation-System-McKelvey-M.pdf. (дата обращения 20.01.2020)
  47. Innovative Medicine Initiative. https://www.imi.europa.eu/, (дата обращения 20.01.2020)
  48. Bernhard Zechendorf., Regional biotechnology – The EU biocluster study. Journal of Commercial Biotechnology (2011) 17, 209 – 217. doi: 10.1057/jcb.2011.13 ;
  49. Stevenage Bioscience Catalyst  https://www.stevenagecatalyst.com/, (дата обращения 20.01.2020)
  50. Strategy for UK Life Sciences. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/32457/11-1429-strategy-for-uk-life-sciences.pdf. (дата обращения 20.01.2020)
  51. 2018 DIRECTORY OF KOREAN PHARMACEUTICAL INDUSTRY, http://www.kpbma.or.kr/attach/KPBMA_Directory_2018.pdf, (дата обращения 20.01.2020)
  52. Kwon H,. Yang B., Godman B., Key Components of Increased Drug Expenditure in South Korea: Implications for the Future. V A UEINHEALTHREGIONALISSUES6C(2015)14 – 2 1, http://dx.doi.org/10.1016/j.vhri.2015.01.004
  53. Chung H., Eum S., Lee C., Firm Growth and R&D in the Korean Pharmaceutical Industry. Sustainability 2019, 11, 2865; doi:10.3390/su11102865
  54. Rymzo et al., The Modern Merits of South Korea’s Biopharmaceutical Industry Int J Drug Dev & Res 2016, 8:2
  55. Kim, Daejung, McGuire, Alistair and Kyle, Margaret (2015) Korean pharmaceutical industry policy: lessons for Korea. Research Reports, 2015-37. Korea Institute for Health and Social Affairs, Sejong, South Korea.
  56. The Right Place For Clinical Trials In Asia START WITH KOREA. Korea National Enterprise for Clinical Trials 2017
  57. Ding J., Xue Y., Liang H et al, From Imitation to Innovation: A Study of China’s Drug R&D and Relevant National Policies
  58. China’s Biopharmaceutical Strategy: Challenge or Complement to U.S.   Industry Competitiveness? ROBERT D. ATKINSON, INFORMATION TECHNOLOGY & NNOVATION FOUNDATION | AUGUST 2019.  https://itif.org/publications/2019/08/12/chinas-biopharmaceutical-strategy-challenge-or-complement-us-industry, (дата обращения 20.01.2020)
  59. China Pharmaceutical Guide, 13th Edition (2018), James J. pharmachinaonline.com, (дата обращения 20.01.2020)
  60. Ni et al. Obstacles and opportunities in Chinese pharmaceutical innovation. Globalization and Health (2017) 13:21 DOI 10.1186/s12992-017-0244-6
  61. Улумбекова Г.Э., Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения. 2019-2024 гг, 2019, стр 202,

баннерная реклама