Отраслевой информационный портал

Шпаргалка для заказчика: как провести аудит поставщика полиграфической продукции

Перед тем, как доверить поставщику изготовление полиграфической продукции, заказчику необходимо убедиться в его способности выполнить задачу в управляемых условиях и в соответствии с требованиями. Как правило, для целей квалификации поставщика, проводится аудит второй стороны. Данная процедура показывает, способна ли компания выпустить продукцию, соответствующую ожиданиям заказчика. О том, что необходимо узнать во время аудита поставщика полиграфии, рассказала исполнительный директор АО «ПРОМИС» Валентина Слепнева.

Что обязательно нужно проверить в рамках аудита

Цвет — один из важнейших параметров в работе полиграфической компании, управление которым начинается на этапе допечатной подготовки.

  •  Оборудование, освещение и оформление рабочих мест

Для получения правильного цвета, который заказчик ожидает получить от поставщика, необходимо убедиться в правильной настройке оборудования. Монитор дизайнера должен своевременно калиброваться, его цветовая температура и цветовой охват – контролироваться.

Кроме точности приборов, при работе с цветом важны и такие детали, как освещение и оформление рабочих помещений. Дизайнеры должны находиться в спецодежде нейтрального серого цвета. В помещении недопустимо присутствие ярких цветов, а освещение должно комбинировать естественный и искусственный свет.

«Обычному офисному сотруднику, те условия освещенности, которые должны быть у дизайнера, могут напомнить сумерки. Но этот специалист работает с экранной цветопробой, он должен видеть на экране монитора тот самый цвет, который увидит и заказчик, когда получит продукцию. Поэтому условия на рабочем месте дизайнера должны быть именно такими», — пояснила эксперт. 

  • Условия проведения измерений 

Условия проведения измерений должны быть регламентированы и согласованы с заказчиком. Как рассказала исполнительный директор АО «ПРОМИС», формул оценки Delta E очень много. Например, производитель может пользоваться формулой Delta E 1976 года, а заказчик – Delta E 2000 года. Это совершенно разные формулы.

Точно так же и с условиями проведения измерений: у производителя может быть освещение D50, угол обзора – 2, а у заказчика – источник D65, а угол обзора – 10. Визуальный контроль полиграфической продукции также должен осуществляться при стандартизированном освещении, в противном случае контроль будет невалидным. На рабочем месте печатника должно быть строго стандартизированное освещение D50 – цветовая температура 5000 Кельвинов.

Регламентированных условий проведения измерений производитель полиграфической продукции должен придерживаться на всех этапах работы: при изготовлении смесевой печатной краски, в процессе печати и при операционном и выходном контроле.

как провести аудит поставщика полиграфической продукции

  • ICC-профиль и CxF-файл

Создание и применение ICC-профилей позволяет правильно преобразовать цвет для всех цветовоспроизводящих устройств: монитора, цветопробного принтера и печатной машины, поскольку каждый из них имеет разный цветовой охват. Предприятие, где создается и применяется ICC-профиль, может гарантировать достижение ожидаемого результата, подчеркнула Валентина Слепнева.

Помимо этого, для совпадения ожиданий заказчика и поставщика желательно осуществлять обмен информацией о цвете в CхF-формате.

«CxF-файл содержит уникальные данные пяти колориметрических координат и спектральную кривую цвета. Это унифицированный формат передачи данных, на который не влияют ни условия, ни продолжительность хранения, ни способ передачи информации», — рассказала Валентина Слепнева.

Производитель полиграфической продукции интегрирует правильный цвет, который присутствует в дизайне, на этапе проектирования упаковки. Затем эта информация поступает на участок смешения красок, чтобы получить необходимый цвет и тон смесевой краски именно на том носителе, на котором будет печататься изображение.

  • Материалы, которые подлежат входному контролю

Контроль материалов должен проводиться не просто по органолептическим показателям. Они должны содержать в себе контролируемые параметры, которые касаются именно печатных свойств. У картона недостаточно проверить только толщину. Желательно понимать, какими колориметрическими параметрами обладает материал.

При работе со смесевыми печатными красками производитель может изготавливать их самостоятельно или закупать у другого поставщика. Если производитель создает краску сам, он четко понимает ее свойства, так как контролирует процесс. В этом случае при аудите поставщика обязательно нужно спросить, как он работаете со смесевыми печатными красками, какая максимально допустимая величина цветового отличия, как часто они проверяются.

Но далеко не все полиграфические предприятия сами производят смесевые печатные краски. У таких компаний необходимо выяснить, аудируют ли они своих поставщиков красок, убедились ли они, что производство ведется в управляемых условиях.

Таким образом, основные этапы, на которые нужно обратить внимание при аудите производителя полиграфической продукции:

  • управление допечатными процессами;
  • производство и/или контроль смесевых красок;
  • входной контроль материалов;
  • создание и применение ICC профилей;
  • управление цветом на всем этапе жизненного цикла продукции.

как провести аудит поставщика полиграфической продукции

Кому доверить аудит поставщика

Главная цель аудита — получение независимой оценки. За рубежом ее могут дать швейцарский институт полиграфии UGRA, немецкий университет печати FOGRA и американская компания Pantone. В России нет аналогичного органа сертификации, а получение европейской независимой оценки отечественным компаниям пока недоступно.

В 2022 году на базе Росстандарта был зарегистрирован отраслевой технический комитет (ТК) 268 «Полиграфические технологии, материалы и оборудование». В числе инициаторов его создания — АО «ПРОМИС». В состав ТК вошли ведущие полиграфические компании России. Перед комитетом стоит задача по разработке и формулированию требований, которые впоследствии будут предъявлять к организации ведения полиграфической деятельности.

При этом никакого инспектората в составе техкомитета не будет. Нормативный документ с требованиями во многом упростит проведение аудита, но сотрудникам, не являющимся специалистами в области полиграфии, будет довольно сложно разобраться в нем.

Сейчас для проведения аудита можно использовать чек-лист «ПРОМИС». Специалисты компании составили вопросы для потенциального поставщика и указали, какие ответы в идеале должен получить заказчик. Чек лист поможет пошагово провести аудит и не ошибиться с выбором поставщика полиграфической продукции.

 

spot_img

Экспертные материалы