Отраслевой информационный портал

Розничный сегмент российского фармацевтического рынка вырос более чем на 16%

Общий объём розничного сегмента российского фармацевтического рынка по итогам периода с января по октябрь 2024 г. достиг 1,33 трлн руб. (в розничных ценах, включая НДС), это на 16,6% больше, чем годом ранее. Об этом сообщает аналитическая компания RNC Pharma. Основной вклад в динамику вносит инфляционный фактор, индекс цен на ЛП сейчас выше средних показателей по другим потребительским рынкам. Тем не менее, по мнению аналитиков, в условиях значительного роста доходов населения происходит как процесс переключения на более дорогостоящие позиции в ряду аналогичных продуктов, так и фактическое увеличение объёмов потребления. Всего с начала года в российской рознице было реализовано 4,04 млрд упак. готовых ЛП, это на 1,3% больше чем в периоде сравнения. Растёт потребление и в минимальных единицах дозирования (МЕД), причём за счёт изменения показателей дробности реализуемых упаковок, динамика в мин. единицах почти вдвое выше, здесь фиксируем прирост на уровне 2,5%. Всего же за первые 10 месяцев текущего года жители нашей страны приобрели 79,2 млрд МЕД.

Результаты октября 2024 г. поставили абсолютный рекорд с точки зрения денежного объёма, всего в этом месяце россияне приобрели ЛП на сумму 151,6 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС), это довольно много даже в рамках стандартных сезонных трендов – в сентябре-октябре, как правило, на рынке фиксируется осенние пики продаж. Интересно, что до этого абсолютный максиму мы фиксировали в декабре 2023 г., тогда затраты составили 149,1 млрд руб., а ещё раньше наибольшие объёмы приходились на самый пик кризиса – в марте 2022 г. в нашей стране было продано готовых ЛП на сумму 148,7 млрд руб. При этом рублёвая динамика в октябре 2024 г. хоть и находилась на довольно высоком уровне (18,3%), но всё-таки не была рекордной даже в рамках текущего календарного года, так абсолютные максимумы мы фиксировали в июле 2024 г. (19,2%), а также в феврале 2024 г. (18,9%).

Примечательно, что натуральные объёмы потребления хотя и находились на высоком уровне, но рекордными всё же не являлись, суммарно за октябрь 2024 г. в нашей стране на розничном рынке было реализовано 436,4 млн упак., за последние три года более высокие значения фиксировались как минимум 5 раз. Да и динамика относительно октября 2023 г. максимальными значениями не отмечена, здесь фиксируем только 3,2%, хотя это и значительно больше темпов роста, которые ритейл демонстрировал в текущем году.

Среди фармгрупп по итогам октября 2024 г. абсолютным лидером с точки зрения долгосрочной рублёвой динамики вполне закономерно выступали гипогликемические препараты-аналоги глюкагоноподобного пептида-1, за год спрос здесь вырос в 9 раз, впрочем в данной статистике не учитываются продажи данных препаратов на сером рынке, но очевидно что объёмы теневого рынка после появления легальных аналогов в аптеках начали сокращаться. Высокой динамикой характеризовались также антидепрессанты (+40%), комбинированные гипотензивные средства (+37%), и вполне стандартные для осенне-зимнего периода противовирусные средства (+36%).

Рис. Объём российского розничного рынка ЛП в январе 2023 г. - октябре 2024 г. в натуральном (упаковки) и денежном выражении (в розничных ценах, руб., включая НДС)
Рис. Объём российского розничного рынка ЛП в январе 2023 г. — октябре 2024 г. в натуральном (упаковки) и денежном выражении (в розничных ценах, руб., включая НДС)
spot_img

Экспертные материалы